Переворот? Нет, гей-парад
28 сентября в столице Сербии Белграде царила столь напряжённая обстановка, что казалось, город находится в зоне боевых действий.
Меры безопасности, предпринятые силовыми структурами, оказались столь жёсткими, что впору было говорить о введении военного положения. Повсюду были сосредоточены полицейские подразделения, многие центральные улицы были перекрыты бронетехникой. Вдобавок к этому над городом кружили вертолёты, были взяты под охрану многие государственные учреждения, закрылись магазины и кафе, расположенные в центральной части города.
Перепуганные этой картиной туристы встревожено спрашивали местных жителей: «У вас война? Государственный переворот?».
– У нас гей-парад, — мрачно отвечали белградцы, спеша удалиться.
Действительно, бронетехнику, вертолёты, подразделения полицейского спецназа в Белград согнали ради единственной цели — проведения в столице Сербии первого за четыре года гей-парада.
Осенью 2010 года попытка около полутора тысяч активистов ЛГБТ пройти маршем по Белграду обернулась массовыми столкновениями с футбольными фанатами и радикальными националистическими группировками. В стычках с противниками шествия полицейские, защищавшие гей-активистов, потеряли ранеными более сотни человек.
Были сожжены автомобили, серьёзно пострадали несколько зданий.
Несмотря на то, что к активным участникам событий 2010 года были предприняты жёсткие меры, настроения в сербском обществе не поменялись.
Весной акцию отменили из-за наводнения
Как и в России, большинство населения Сербии крайне негативно относится к проведению публичных акций ЛГБТ-сообщества. Несколько попыток организовать подобные мероприятия в 2011–2013 годах завершались грандиозным скандалом. Доходило до того, что сотрудники сербской полиции из регионов, которых обязывали ехать в Белград для охраны гей-парада, отказывались от этого, даже несмотря на угрозу увольнения.
Подобная история повторилась и на сей раз. Правительству Сербии пришлось собирать подразделения для охраны шествия, что называется, «с бору по сосенке».
Идти наперекор общественному мнению страны сербские власти заставило стремление вступить в Евросоюз.
Одним из обязательных условий, предъявленных официальному Белграду, было заявлено обеспечение прав и свобод сексуальных меньшинств. «Тестом Сербии на толерантность» было объявлено проведение в Белграде гей-парада.
Первоначально проведение марша ЛГБТ-активистов планировалось на 31 мая 2014 года, однако перенести акцию заставило мощное наводнение, обрушившееся на Сербию.
О новой дате гей-парада стало известно в начале сентября. Глава организационного совета белградского гей-парада Горан Милетич объявил, что он пройдёт при поддержке как городских властей, так и правительства страны.
После шествия Белград окурили ладаном
Милетич заявил, что организаторы акции наладили хорошее сотрудничество с полицией и заручились поддержкой министерства по делам интеграции с ЕС и его главы Ядранки Йоксимович лично. Поддержку меньшинствам оказывает и целый ряд послов европейских государств.
О поддержке акции заявил и премьер-министр Сербии Александр Вучич, в прошлом националист, а ныне один из ярых сторонников вступления страны в Евросоюз.
На сам марш, помимо, так сказать, «виновников торжества», вышли министр культуры Сербии Иван Тасовац, мэр Белграда Синиша Мали и главная переговорщица по вступлению Сербии в ЕС Таня Мишчевич.
В гей-параде приняли участие несколько сотен представителей ЛГБТ-сообщества. Сколько точно, не смогли определить ни полицейские, ни репортёры. Всё дело в том, что в колонны сербских геев и лесбиянок влились западные журналисты, сотрудники посольств стран ЕС и прочие сочувствующие.
Несмотря на такую поддержку, акция собрала на порядок меньше людей, чем митинг против гей-парада, прошедший в Белграде накануне и собравший, по самым скромным оценкам, около 15 тысяч человек. Против гей-парада высказалась и Сербская православная церковь, священники которой вышли на улицы Белграда по окончании акции геев, для того чтобы окурить столицу ладаном, избавив её «от скверны».
Следующая остановка — Тбилиси?
Для того чтобы избежать проблем, власти страны даже перенесли все матчи чемпионата Сербии по футболу с выходных на понедельник, чтобы исключить встречу футбольных фанатов с активистами секс-меньшинств.
Несмотря на это, мелких потасовок избежать не удалось. Но в целом властям страны удалось обеспечить проведение мероприятия, на котором настаивал Евросоюз.
В Брюсселе сербскими чиновниками остались довольны. Правда, сами сербы в большинстве своём посчитали данную акцию оскорбительной, но нынешнее правительство страны, кажется, готово на всё, чтобы вступить в ЕС — хоть передом, хоть задом.
Следующей страной, которой на пути евроинтеграции, очевидно, предстоит пройти тест гей-парадом, будет Грузия.
Напомним, в мае 2013 года в Тбилиси власти впервые разрешили проведение гей-парада. Акция, однако, продолжалась очень недолго. Вооружённые крапивой противники шествия, которых возглавляли священники Грузинской православной церкви, прорвали кордоны полиции и разогнали гей-активистов. Досталось также и представителям власти, поддержавшим акцию, а также послу США в Грузии Бриджит Бринк, машину которой едва не разбили.
По всей видимости, теперь и грузинским властям представители ЕС объявят: путь в Европу лежит через гей-парад. А уж что выберут в Тбилиси, остаётся только догадываться.