«Жив буду...». О чём писали солдаты с войны?

Евгений Блинов (слева) и Евдоким Реуцкий беспокоились не о себе, а о своих семьях. © / Фото Полины Седовой и Татьяны Горячевой / Из личного архива

​Фронтовые письма своих дедов, погибших на войне в 1942 г., оренбурженка Татьяна Горячева нашла недавно. Родители хранили пожелтевшие треугольники бережно, без нужды не трогали. Может быть, благодаря этому слова любви и тревоги, написанные в окопах «на коленке», можно прочесть и сегодня. Никаких секретов в этих письмах нет. Просто любящие мужья и папы до последнего вздоха защищали своих жён и детей. Пере­живали: есть ли у них еда, не замерзают ли? Татьяна листает письма, плачет и рассказывает историю своих дедушек.    
   

«Слушайте маму»

«Здравствуйте многоуважаемая супруга Тося и дорогие детки Валя и Тома. Во первых строках моего письма сообщаю вам, что я в настоящее время жив здоров, не знаю, какая судьба мне предстоит впереди»*.

В семье Реуцких все друг к другу обращались на «вы» и всегда говорили «уважаемый». До войны Евдоким работал шофёром, и его призвали прямо с рабочего места - из гаража. 5-летний Валя бежал вслед за папой, ничего не понимая, а Евдоким изредка останавливался и обнимал первенца.

«Валя и Тома, я за вами очень скучился. Охота посмотреть на вас одним хоть глазом. Вы, наверно очень балованные там, не слушаете маму. Нужно маму слушать».

В войну дети Евдокима питались жмыхом, им было не до баловства. Но росли дружно, стояли друг за друга горой, и, если разбили чашку, каждый брал вину на себя...

«Валя, Тома, жив буду, приеду домой, расскажу вам целую сказку, что я видел».

Евдоким Реуцкий погиб 28 апреля 1942 г. под Ленин­градом и похоронен на поле сражения у с. Невская Дубровка. 

   
   

«Прости и забудь»

«Родные мои Нюкошка, Ларочка и Толюшка! Сегодня мне исполнилось 37 лет. Сколько осталось мне времени впереди - трудно сказать. В условиях боевой обстановки нет ничего удивительного. Только что человек был жив, разговаривали с ним, а через пять минут его уже нет».

Евгений Блинов был главным бухгалтером в военной организации. Несмотря на бронь, ушёл на фронт добровольцем. В тылу остались жена Евдокия, дочь Лара и сын Анатолий. 

«Беспокоюсь за здоровье всех. Не жалей вещей, продавай их (особенно из моих) и покупай продукты для себя и ребят. Здоровье дороже всяких тряпок, которые можно купить хоть и втридорога, а здоровье на базаре не купишь».

В бой ходил с красным знаменем. Писал, что ничего не боялся. 

«Пишу из блиндажа под свист артиллерийских снарядов, находясь от немецкой сволочи на 250-300 метров. Сегодня будем продвигаться вперёд. Надеюсь, фашистские гады получат по заслугам... Всё, что было у нас с тобой, родная моя Нюкаша, неприятности, прости и забудь навсегда. Твой Евгений».

Это письмо от 31 августа 1942 г. стало последним. Евгений Блинов погиб через 3 дня у д. Бекрино Смоленской обл. Но для Татьяны, дочери Тамары Реуцкой и Анатолия Блинова, деды в письмах как живые... 

От редакции. Мы знаем, что в миллионах семей хранятся подобные письма с фронта. Давайте вместе прочитаем их! Ведь каждое такое письмо - это не только судьба человека, но и история большой страны. Мы ждём ваших рассказов о своих родственниках-героях и их весточки с войны. Пишите нам по адресу: Москва, ул. Электрозаводская, 27, корп. 4, c пометкой: «Письма любимых» или по электронной почте dom@aif.ru

*Орфография писем сохранена.

Читайте: Как сохранить письма ветеранов Великой Отечественной войны →