В недавно отремонтированной «двушке» в одном из районов Перми уже месяц как живёт переселенец из Луганской области Виктория (фамилию не раскрывает из-за того, что на Украине у неё остались родственники) вместе с 8-летним сыном Никитой и 3-летней дочерью Ириной.
В коридоре разложены пакеты с игрушками, одеждой и другими вещами, привезёнными волонтёрами. На кухне по телевизору мелькают новости про ополченцев, сражающихся в Донецке и Славянске.
Самолёты-разведчики над Луганском
Женщина садится за стол и наливает себе чай. Вспоминает о последних днях, проведённых в Луганске: воды нет, постоянно включается и выключается свет, сотовая связь отсутствует, пустые магазины, не платят зарплату и пенсию.
«Помню, как первый раз над городом пролетел военный самолёт-разведчик. Я была в шоке и сильно испугалась. А дети находились в садике и школе! Что делать, куда бежать?! Постепенно меня стали посещать мысли: „А вдруг скоро будут бомбить?“» — признаётся Виктория.
Вместе с подругой Виктория решила поскорее уехать из города. К счастью, 15 июня ей удалось попасть на эвакуационный автобус, который организовала Луганская народная республика. В нём были только женщины и дети. Людей привезли в Воронежскую область, разместили в доме-интернате до сентября, а дальше — неопределённость.
Кто-то решил уехать к родственникам, другие искали помощи у добровольцев, помогавших беженцам. Так и Виктория, увидев объявление «Приютим переселенцев из Украины» в интернете, немедленно позвонила Марины М. из Перми.
По приезду в Пермь Виктория наконец-то смогла отдохнуть от напряжения, не проходившего больше полугода. «Чем дальше от войны, тем легче становится», — словно мантру, повторяет она по несколько раз.
Большой город, дороги, дома; даже прохладный уральский климат не смог испортит радость гостям с Украины. Маленький Никита больше всех удивлялся: дёргал маму за платье и показывал на огромные и яркие рекламные вывески.
Марина увезла их в спокойный район Перми. Уютная двухкомнатная квартира, где буквально на днях был закончен ремонт, предназначалась для сына, планирующего скоро жениться.
«Конечно, мы же не сможем постоянно обеспечивать Вику жильём. А вдруг сын захочет переехать? Обстоятельства в любой момент могут измениться. Но мы даже готовы дать деньги на общежитие, лишь бы у неё всё поскорее наладилось», — говорит пермячка.
Как стать россиянином
Каждый день беженка ходит по различным инстанциям, пытаясь оформить необходимые документы для жительства в России: разрешение на временное проживание и на предоставление убежища. Марина и вовсе хочет устроить Викторию, по профессии — бухгалтера с высшим образованием, на работу у себя на предприятии. Однако пока что тщетно.
«Приходится госпошлины платить из своего кармана. Слава богу, опять помогают. Нас трое — уже три тысячи рублей. Перевод документов, свидетельства о рождении — везде требуются деньги. Вообще, я согласна на любую работу. Но для меня сейчас важно найти постоянное жильё: без разницы, общежитие или квартира», — говорит Виктория.
Сегодня в Прикамье находится целая группа беженцев с Украины, живущая за городом. Виктория с ними пока не контактировала, да и попасть к ним в лагерь считает бессмысленной идеей.
«Сколько я ходила в соцпомощь, в Красный Крест — везде с радостью дают продукты, одежду. А с жильём дело обстоит гораздо сложнее», — говорит Виктория.
«Так поступил бы каждый»
Обратно на родину жительница Луганска не хочет возвращаться: сейчас всё разрушено, город находится фактически на осадном положении. Свою жизнь она планирует связать с Россией, с Пермью. На Украине у Виктории остались родственники, в том числе родной отец.
Что касается Марины, она настаивает, что её поступок — не геройство, «так бы поступил каждый». Не разговаривает на эту тему со знакомыми и друзьями. Поэтому даже не говорит свою фамилию, чтобы лишний раз «не светиться».
Сначала документы — потом на работу
Между тем в пермском краевом фонде социальной поддержки населения сообщили, что государство даёт лишь несколько квот на обучение в детских садах и школах, а также распределяет нуждающимся гуманитарную помощь от жителей. Ведомство может предоставить квартиры или дома пермяков, которые, как и Марина, предоставляют жильё украинцам. Сейчас остались свободные места только в деревнях и посёлках.
«Пусть переселенцы оформляют разрешение на временное проживание в миграционной службе. Тогда, получив соответствующий статус, они смогут устроиться на работу в нашем городе. Будет полегче», — отметили в фонде.
На днях стало известно, что россиянам, приютившим беженцев, предложат денежные компенсации. Президентский совет по правам человека предложил ежемесячно выплачивать по 9 тысяч рублей всем тем, кто «пристроил» у себя дома переселенцев. Однако, когда инициатива превратится в реальное действие, пока неизвестно.