Разведчик Михаил Любимов: США всюду суют нос - для них это плохо кончится

Михаил ­Любимов. © / Валерий Левитин / РИА Новости

Бомба в постели

Валентина Оберемко, «АиФ»: Михаил Петрович, вы когда-то написали рассказ об убийстве украинского националиста Бандеры. Почему теперь этого человека на Украине провозглашают героем?

   
   

Михаил ­Любимов: Я писал об убийстве Бандеры, совершенно справедливом, потому что он и его приспешники убили таких наших крупных деятелей, как генерал Ватутин, легендарный разведчик Кузнецов. У Богдана Сташинского, который уничтожил Бандеру, судьба сложилась очень трагично. Он... влюбился. То, что влюбился, - это, конечно, неплохо. Плохо то, что влюбился он в немку-парикмахершу, которая была антисоветски настроена. Они вместе сбежали в Западный Берлин. Богдан сдался властям и всё выдал.

А над героическим имиджем Бандеры, который мы наблюдаем сегодня, основательно поработали сами украинцы. Ведь идея Великой Украины возникла ещё до Гитлера. Сидели специально обученные люди, писали книги, создавали определённую философию. Антирусское движение там имеет глубокие корни. Я довольно долго жил во Львове, закончил там школу, даже читал со сцены украинские стихи о Сталине поэта Павла Тычины. А мой папа там был замначальника военной контрразведки СМЕРШ. Одной из их задач была борьба с бандеровцами. Движение это очень мутное (как и многое другое на Украине). Обратите внимание, какие личности возникали там во время гражданской войны - батька Махно, Петлюра.

- В ваше время в КГБ были свои способы расправы с предателями?

- КГБ был частью системы, и, конечно, когда появлялась информация о предателе, сразу поднимался шум. Составляли приказ, проходил закрытый процесс, на котором заочно постановляли, что предателя нужно найти и произвести экзекуцию. Но казнить тех, кто уже успел сбежать за границу, не представлялось возможным - начался бы жуткий политический шум. Да и что такое было КГБ для правительства? Так, исполнители, подёнщики.

   
   

Так что ни один заочный приговор в исполнение не был приведён. Другое дело, когда предателей хватали на нашей территории, их тут же расстреливали. Иногда - всех подряд. Сотрудничал с американцами? Расстрелять! Хотя одно дело - Пеньковский, который очень много наших секретов сдал и был расстрелян, а другое дело - какой-нибудь мелкий лейтенант, который перешёл к американцам, но, по сути, ничего не знал. Подобные массовые расстрелы в основном пришлись на 1986 г. Тогда начальником русского отдела ЦРУ был агент Эймс, он-то нам и выдал этих предателей.

- Вы говорите, что наши спецы на Западе никого не убивали. А как же отравленный полонием Литвиненко? Да и Березовский тоже странно умер.

- С Литвиненко глупая история. Что такое «травить полонием»? Другого способа нет? Можно и атомную бомбу в постель положить. Мы до сих пор не имеем никаких официальных доказательств по этому делу. В итоге мы умыли руки и отошли в сторону. Вообще вся эта компания - Литвиненко, Березовский - интриганы, единственная цель которых была как-то реабилитировать себя и скомпрометировать наше руководство и Россию вообще. Березовского, возможно, и повесили. А по поводу Литвиненко - я не представляю, что наша служба таким идиотским способом пыталась бы устранить человека, который, по сути дела, лишь один из многих. Можно было устранить кого-нибудь другого, более весомого. Таких на Западе хватает. Того же Березовского, когда он практически был лидером оппозиции.

Дело об убийстве Александра Литвиненко. Досье →

А мы поверили!

- Вы сами когда-то передавали зарубежным коммунистам огромные суммы. Не возникало искушения часть из них как-то «освоить»?

- И в голову не приходило! По нынешним масштабам это были ерундовые суммы. Для датских компартий раз или два в год я передавал секретарю партии 30 тыс. долл. Это же чепуха! Тогда, правда, доллар был весомее.

У нас в Союзе в маленьком засекреченном отделении сидел человек. Там в мешки складывали эти деньги. Мы, агенты, приезжали, брали эти мешки и переправляли их диппочтой. А на месте исполнители передавали их секретарю компартии. Конечно, снабжение компартий шло и через другие каналы - через создание общих фирм, турфирм. Или, скажем, мы приглашали западных коммунистов в Москву на лечение, в Крым, на Кавказ.

- Вы как-то написали, что англичанам был свойственен агрессивный национализм. У вас нет ощущения, что теперь им заразился весь Запад?

- Англичанам он был свой­ственен, но в определённых исторических обстоятель­ствах. Что касается Америки, то, допустим, когда говоришь с американцами, кажется, что они нормальные ребята. Но американское правительство, к сожалению, ведёт экспансио­нистскую политику. После исчезновения СССР они возомнили себя гегемоном, который должен задавать тон всему миру. Всюду суют свой нос. Всё это плохо для них закончится.  

Когда только закончилась холодная война и мы прикоснулись к счастью буржуазной демократии, я тоже думал: «Теперь мы все братья!» На самом деле это были иллюзии - и в основном с нашей стороны. Русские - доверчивые люди, да и по отношению к Западу был пиетет: «О! Их товары, магазины!» Поэтому верили мы всему. И Горбачёв поверил, когда ему пообещали, что НАТО не будет рядом с нами. Но на деле произошло одностороннее раз­оружение. Помню, я встречался с некоторыми руководителями нашей разведки, которые после окончания холодной войны размышляли, как бы организовать нашу деятельность так, чтобы не наносить откровенного ущерба Западу, не подрывать дружбу. Мы-то об этом думали, а они - нет. Все эти годы они продолжали вести свою подпольную работу, вербовать и очень преуспели в этом деле.

Они предали Родину

Олег Пеньковский

Полковник ГРУ Минобороны СССР. В 1963 г. обвинён в измене Родине. Расстрелян.

 

Аркадий Шевченко

В 1973-1975 г. — зам. Генсека ООН по политическим вопросам. В 1978 г. перебежал в США, назад выдан не был. В СССР заочно приговорён к расстрелу. Умер в 1998 г. от цирроза печени.

 

Олег Гордиевский

Бывший полковник первого главного управления КГБ СССР. С 1974 по 1985 г. тайно работал на британскую разведку. Бежал из страны в багажнике дипломатической машины. Живёт в Англии.

 

Олег Калугин

Бывший генерал-майор КГБ. Уехал в США, где выступал в СМИ и свидетелем на судебных процессах против выявленных и арестованных агентов КГБ-СВР. В 2002 г. в России был заочно осуждён за госизмену, приговорён к 15 годам заключения. Живёт в США.