Выход в город. Как московская подземка изгнала нелегалов

«Ми хотым работат тут!» © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Центр зала на «Комсомольской» кольцевой оказался удивительно безлюдным. Редкие пассажиры, ожидающие запаздывающих друзей, стайка по­блёскивающих вспышками фотоаппаратов туристов да прохаживающийся по платформе полицейский. Лишь после десятка минут пристальных наблюдений мне удалось заметить нескольких смуглых персонажей, хитро стрелявших вокруг глазами.

   
   

Офис разбежался

Сегодня от былых толп нагло улыбающихся гастарбайтеров, заполонявших в час пик центры залов на станциях Кольцевой линии, остались только небольшие группы наиболее стойких «гостей столицы». От трёх до десяти человек в среднем можно увидеть и на самой любимой у мигрантов «Комсомольской». И для этого нужно внимательно присмотреться, ведь едва в поле зрения стоящего «на шухере» паренька попадают правоохранители, как он подаёт сигнал своим подельникам, и «шустрилы» быстро растворяются в толпе. Но стоит стражам порядка удалиться, ребята возвращаются на свои места и как ни в чём не бывало продолжают бойко приставать к своим испуганно озирающимся землякам. А ведь ещё год назад их было здесь в разы больше...

«Начальство дало нам карт-бланш на реальную работу с этим контингентом, - рассказал один из полицейских, патрулировавших «Комсомольскую». - Уже несколько месяцев всех, кого выявляем без документов, задерживаем. Удалось избавиться от многих старых знакомых, обделывавших тут свои делишки. Большинство из этих мигрантов депортированы. Правда, некоторые умники наловчились менять не только фамилии, но и имена. Зачем? Чтобы приезжать по новым документам. Но и таких удаётся высылать, ведь их «пальчики» теперь есть в базе данных. Проблема в том, что сегодня в метрополитене очень много приезжих. И отличить законопослушного работягу от оформившего себе патент афериста, если тот ещё не привлекался в нашей стране к ответственности, крайне трудно».

Кстати, оформить патент многие действительно могут без проблем. Торговец, в нарушение закона продающий сим-карты, не спрашивая паспорта, помогает в этом всем желающим у вестибюля подземки. Оказывается, в тёплое время года большинство «шустрил» выбираются на поверхность и трутся на площади трёх вокзалов. Буквально через несколько секунд после звонка моего нового знакомого рядом появился ферганский узбек Уытя: «Тэбэ нужэно оформыть садоуника? Нэси копыю эго пасэпорта, фотографыю и дэнгы - четырэ тысачи рублэй за патэнт». Как выяснилось, через таких вот посредников можно достать практически любые документы с подписями и печатями, и эти бумаги выглядят вполне настоящими. И получить полный комплект документов можно на кого угодно. Личное присут­ствие не требуется. За оптовое оформление (например, на бригаду строителей) обещают серьёзные скидки. При этом можно договориться даже о покупке узбекского паспорта с последующей доставкой его проводниками поезда. Правда, стоит такая услуга недёшево - от 5 тыс. долл. 

Невольничий рынок

Но если правоохранителям удалось значительно улучшить ситуацию с подземным нелегальным офисом, то располагающуюся на участке между Ленинградским и Ярославским вокзалами биржу труда изжить не удаётся. Во всяком случае пока. С раннего утра и до обеда тут собираются люди, готовые на любую работу. Большинство из них - иностранцы, но есть и россияне. «Я отсидел за кражу три года и недавно освободился, - рассказал один из местных завсегдатаев Сергей, с синими наколками на руках. - За это время жена продала квартиру в Подмосковье. Теперь вот готов вкалывать, как говорится, за еду и крышу над головой. Кстати, меня нанимать безопаснее, чем этих вот гастарбайтеров. Моя фотка есть в картотеке, куда я денусь? А эти ребята - некоторые из них сбежали в Россию, чтобы не сесть в тюрьму, - могут в любой момент раствориться с вашими вещами. Раньше нас нанимали частники для ремонта и мелких работ на приусадебных участках. Но в последнее время увеличился спрос в сфере ЖКХ - весной особенно часто набирают людей красить, сажать цветы, облагораживать территорию дворов. Разные компании-подрядчики выигрывают конкурсы в управах, а своего постоянного штата сотрудников у них нет. Вот и берут за копейки кого попало. А потом удивляются, что краска слезает, а рассада сохнет».

Полиция и охрана РЖД по мере сил оттесняет этот «невольничий рынок» с прохода, по которому струится к метро поток пассажиров электричек. Но задержать за многочасовое стояние на улице кого-либо постовые, а тем более железнодорожные секьюрити не имеют права. «Ситуацию с безопасностью в подземке удалось кардинально улучшить благодаря совместному патрулированию станций сотрудниками ФМС, УВД на метрополитене и членами общественных организаций, - рассказала «АиФ» Инна Святенко, председатель комиссии Мосгордумы по безопасности. - Вместо редких рейдов теперь применяется схема постоянных дежурств в наиболее проблемных точках подземки. Если так будет и дальше, мигрантов, торгующих поддельными документами и занимающихся другой антиобщественной деятельностью, в метро не останется совсем».