Даже близкие друзья крутили пальцем у виска и называли Александра Роора сумасшедшим: разве нормальный способен променять Псковский симфонический оркестр на детдомовский кружок, а должность директора - на полставки педагога-воспитателя? Но Роор и не претендует на нормальность: вот уже 10 лет с фанатичностью маньяка он за руку проводит через настоящие медные трубы тех, кому ещё в младенчестве пришлось пройти через другие.
За 10 лет своего существования созданный Роором оркестр «Геликон», состоящий исключительно из воспитанников псковского детского дома, объездил с концертами пол-Германии, выиграл все, какие только бывают, конкурсы, выступал на одной сцене с оркестром Министерства обороны, принимал у себя и бывшего тогда главу МЧС Сергея Шойгу, и знаменитого композитора Александра Журбина. «Глава Пскова как-то посетил российское консульство в Бонне, - рассказывает Роор. - А генконсул ему и говорит: «Да, и напомните там, пожалуйста, вашему «Геликону», что 27 октября он должен выступить у нас на экономическом форуме». Градоначальник обалдел от нашей вселенской популярности». Действительно, сегодня геликоновцы и их руководитель - суперзвёзды Пскова. Но начиналась эта история совсем не так радужно - более того, Александр Петрович первое время и сам не верил в свою затею и поэтому, когда шёл по вечерам в детдом, родным просто говорил, что «уходит по делам».
Дудели из вежливости
Вообще трубить у русского немца Роора на роду было написано. Его фамилия так и переводится - «труба». В 1970 г. окончил Псковское музыкальное училище, в 1980 г. создал и возглавил Псковскую духовую музыкальную школу, в 1996 г. - Псковский симфонический оркестр. А в 2003-м без сожаления бросил своё детище и ушёл преподавать музыку сиротам. Зачем? «Понял - пришло время заняться настоящим делом. Обездоленным детям музыка нужнее. Захотел доказать, что музыкальное образование может приносить пользу людям».
Правда, сами детдомовцы энтузиазма по этому поводу особого не испытывали и в организованный Роором оркестр записываться не торопились.
«Оно и понятно, - смеётся Александр Петрович. - Приходит к ним какой-то заикающийся дядька и заставляет дудеть в ржавую дуду. Ну псих - что с него возьмёшь!..»
И хотя пацанам пообещали, что они теперь будут служить не в горячих точках, а в военных оркестрах, а потом, глядишь, там на всю жизнь и останутся (на казённых-то харчах!), они дудели скорее из вежливости.
«Надо было что-то придумать. И я придумал! У меня была старая «шестёрка». Вот я им и говорю: «Кто первым сдаст два марша - сядет за руль этой машины и сделает на пустыре возле бывшего радиозавода три круга». В тот же вечер детский дом сошёл с ума. А через два дня самый трудный из тогдашних детей по имени Сашка (он потом инспектором оркестра стал) приходит и говорит: «Я готов». На другой день за руль сели ещё трое».
Властям ничего не должен
Впрочем, заинтересовать детей музыкой - это только полдела. Оставался вопрос, где найти инструменты в достаточном количестве. Но и с этой задачей Роор справился блестяще и раздобыл всё необходимое, по его словам, «причудливыми способами». Роор когда-то висел на городской Доске почёта как руководитель областной секции духовой музыки. В бытность чиновником он постарался закупить в каждый райцентр по комплекту духовых инструментов. Кое-что от этой былой роскоши удалось разыскать - по заводским подсобкам, на дачах у вдов именитых псковских музыкантов. Опыт проектной работы в областном управлении культуры тоже не прошёл для Александра Петровича даром - он начал выигрывать гранты. Зато всем разжился сам, о чём нисколько не жалеет: «Меня как-то пробовали заставить ходить строем - да не тут-то было. Я же властям ничего не должен!»
Роор пришёл в детдом в октябре 2003 г., а уже 21 февраля 2004-го «Геликон» стал лауреатом областного смотра-конкурса музыкальных коллективов. Но не потому, что члены жюри подыграли начинающим музыкантам. Выученные благодаря стареньким «Жигулям» два марша «Геликон» оттрубил, как утверждает Роор, «без булды»: «Мой «Геликон» играет чище, чем оркестр московского кадетского корпуса. Я так его дирижёру - кажется, подполковнику - и сказал. Понимаете, чтобы ребёнок не ругался матом, надо следить, чтобы он не разговаривал матом. Только так из него можно сделать человека. И с музыкой то же самое. Я всегда учил их играть чисто. Они по-другому не умеют».
Теперь, когда его воспитанники сидят в зале и слышат, как какой-нибудь другой оркестр выдаёт «нецензурную» ноту, они сразу же все как один поворачиваются к своему наставнику в изумлении: мол, да как же это, Александр Петрович? И это притом, что Роор набирает в оркестр всех подряд - совсем необязательно музыкально одарённых. Для Александра Петровича важно, чтобы ребёнок хотел заниматься музыкой. И, если желание есть, даже самый сложный подросток будет принят в «Геликон» с распростёртыми объятиями.
Данька-беглец
«Жил у нас в детдоме такой Данька-беглец, - рассказывает Роор. - И вот у нас концерт, а мне докладывают, что Данька ночью в очередной раз смылся. Не успел я придумать, кем его заменить, как он буквально за 15 минут до концерта тут как тут. «Набегался?» - «Неа!» - «Отыграешь концерт и опять в бега?» - «Ага!»
И это не единственный пример особенного отношения воспитанников псковского детдома к оркестру и его руководителю: «Иной раз меня вызывают в школу, где учится кто-нибудь из моих музыкантов: «Ваш Валерка - прогульщик и лодырь». А я им в ответ: да этот Валерка у меня ни на одну репетицию не опоздал! А когда надо было водить девочку из младшей группы на сольфеджио, то он полгода сопровождал её из школы в музыкалку и, пока шёл урок, ждал в коридоре. Вот как так вышло, господа педагоги, что у вас Валерка - оболтус, а я на него нахвалиться не могу?»
Возможно, всё дело в том, что Роор старается подобрать ключик к каждому из своих юных музыкантов. А может, причиной всему железная дисциплина, практикующаяся в «Геликоне». Подчиняться ей вынуждены все, даже самые талантливые. Например, недавно победивший уже в двух международных конкурсах трубач Никита Орлов, восходящая звезда оркестра, посмел прийти на репетицию на 7 минут позже дирижёра. «Никита, говорю я ему, на тебе появился лёгкий бронзовый налёт. Нам будет сегодня без тебя очень тяжело, но я всё равно вынужден выгнать тебя с репетиции».
За время существования «Геликона» через Роора прошло четыре состава оркестрантов, а это почти сто человек. Одного из них, Лёшу Васильева, Александру Петровичу удалось довести в прошлом году до поступления в консерваторию, двое играют в военном духовом оркестре, четверо учатся в Псковском колледже искусств. Конечно, Роор понимает, что далеко не все его подопечные свяжут свою жизнь с музыкой. Но это не главное, считает Александр Петрович. Главное, что музыка поможет им достичь гармонии, стать лучше.
Роор мечтает собрать всех оркестрантов вместе 4 апреля на юбилейном вечере в главном концертном зале Пскова: «Мы разложим на стульях все инструменты, какие у нас есть, а в самом конце выступления я начну выдёргивать наших бывших музыкантов на сцену. По нашей традиции мы сначала сыграем все вместе «Привет музыкантам», а потом грянем «Прощание славянки»! И тогда наше высочайшее начальство, может быть, наконец-то подарит нам настоящий геликон - походную тубу, самый большой духовой музыкальный инструмент! Но я всё равно не успокоюсь, пока не создам в Пскове муниципальный духовой оркестр, куда выпускники «Геликона», кем бы они ни стали, могли приходить после работы, чтобы поиграть для себя и публики».
Смотрите также:
- Женя, мы с тобой! Танцор и герой репортажей «АиФ» открывает школу для детей →
- Чего желают дети? Подопечные фонда «АиФ» посетили город профессий →
- «И вас вылечат». Истории людей, которые верили Кашпировскому →