В Москве простились с академиком Евгением Велиховым. Гражданская панихида прошла в Доме учёных имени А. П. Александрова НИЦ «Курчатовский институт». Похоронили выдающегося физика и организатора науки на Новодевичьем кладбище.
Многогранная натура нашей науки
Декабрьским утром к зданию Дома учёных, что на территории «Курчатника», сквозь хлопья обильного снегопада тянулась вереница уже немолодых людей, и в их руках алели гвоздики. В фойе не протолкнуться. Стоя между портретами Курчатова и Александрова, давно не видевшие друг друга учёные обсуждают свои дела и ждут приглашения в зал для заседаний, где должна пройти церемония прощания.
«Каким человеком вы запомните Велихова?» — спрашиваю у академика Александра Сергеева, который на протяжении пяти лет был президентом Российской академии наук.
«Евгений Павлович — очень многогранная натура, — отвечает Сергеев. — Прежде всего он создал целое поколение ученых, которые занимались и продолжают заниматься физикой плазмы для термоядерных исследований. Тот, кто научится управлять неустойчивостью плазмы, подавлять её, сможет создать установку, на которой может быть получен управляемый термояд — источник огромной энергии. Вот Евгений Павлович был фактически лидером этого направления в нашей стране».
Из других несомненных заслуг Велихова академик называет работу над лазерами («Он работал в том числе над их оборонным применением») и создание компьютерных технологий («Возглавлял у нас в стране направление по высокопроизводительным вычислениям»).
«Нескоро появится такой человек, каким был Женя Велихов»
Академик Лев Зелёный, научный руководитель Института космических исследований РАН, вспоминает, как Велихов помог организовать новый факультет в Московском физико-техническом институте:
«Это было в 1976 году. Евгений Павлович, конечно, сам был блестящим физиком. И многие традиции, идеи, которые он закладывал при организации факультета, мы все эти годы старались сохранить. Когда возникали какие-то трудности, он старался помочь, мы всегда ощущали его поддержку».
«Евгений Павлович — это очень большая, значимая величина. У него был государственный масштаб. От него зависело принятие многих государственных решений и программ. Поэтому потеря, конечно, невосполнимая», — отмечает заместитель директора по научной работе Института прикладной математики РАН Михаил Якобовский.
А наш знаменитый физик Юрий Оганесян, создатель сверхтяжёлых элементов в Объединённом институте ядерных исследований в подмосковной Дубне, признаётся, что ощущал с Велиховым душевную близость.
«Мы вместе работали, когда были совсем молодыми. Он часто приезжал в Дубну. Он был по духу мне близким человеком. Всепоглощающая любознательность, возможность воспринимать очень многое, доброжелательность — вот за что я его люблю. Не думаю, что у нас скоро появится такой человек, каким был Женя Велихов».
«Они сами и были гигантами»
Начинается церемония прощания, и длиннющая цепочка людей с гвоздиками выстраивается в очередь в зал. Люди поднимаются на сцену, где стоит гроб, кладут цветы, говорят соболезнования родственникам Евгения Павловича, спускаются и рассаживаются в зале. Сегодня здесь вся верхушка Академии наук, руководство Росатома, министр науки и высшего образования Валерий Фальков, помощник президента РФ Андрей Фурсенко.
К микрофону подходит президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук. «Евгений Павлович был выдающейся личностью, и вместе с ним ушла эпоха, — говорит он. — Поразительная вещь: он был человеком, которого до последнего вздоха интересовало абсолютно всё. Любая вещь, к которой он прикасался, как в сказке, превращалась в масштабное государственное дело. Мы не задумывались об этом, но интернет, которым мы все сейчас пользуемся, тоже связан с его именем. Он фактически основал первое интернет-соединение в нашей стране. Термоядерный синтез стал развиваться только благодаря ему. Он был генератором важных идей, которые сегодня определяют облик нашей страны».
Фурсенко подчёркивает, что Велихов был очень светлым человеком. И с ним было всегда интересно:
«Он принадлежал к поколению людей, которые вели себя очень скромно. Они говорили, что стоят на плечах гигантов, имея в виду своих великих предшественников. Это так, но они и сами были гигантами. Благодаря им в сложное время для нашей страны сохранилась наука».
«Такие люди продолжают жить в их делах»
Многогранность личности учёного отмечает и президент РАН Геннадий Красников. «Сегодня мы прощаемся с выдающимся человеком, учёным, организатором науки. Его интересовали все науки. И он не просто интересовался ими, но и отстаивал их позиции на государственном уровне», — говорит академик.
Широта взглядов, эрудиция и вдумчивость — вот те качества, которые отмечают все собеседники, когда спрашиваешь их о Велихове. Не зря с ним советовались президенты нашей страны.
Михаил Ковальчук убеждён, что масштаб личности этого учёного нам ещё предстоит оценить. «Есть люди, чья деятельность, можно сказать, имеет цивилизационные масштабы. Они появляются на свет очень редко и оставляют после себя огромный след. Евгений Павлович — один из них. Он всегда бессмертен. Такие люди продолжают жить в их делах».
Знаменитого физика и организатора науки похоронили на Новодевичьем кладбище.