Убийца 18-летней Кати Кузьминой и 25-летней Наташи Малаховой из Старого Оскола Белгородской области давно отбывает пожизненное, но тела девушек до сих пор не найдены. Мать одной из них обратилась к убийце от лица дочери с просьбой сказать, где он спрятал тело. И тот указал место, добавив, что трупы помогал зарывать его отец, бывший полицейский. Но в указанном месте ничего не нашли. Останки перепрятал отец?
Пришла домой с белой розой
Катя у Алены Кузьминой была единственной родной душой: саму Алену воспитывали опекуны, а отец Кати исчез в тумане еще до рождения дочери. Мать растила ребенка одна и ни в чем ей не отказывала. Катя выросла и стала милой и эффектной девушкой, правда, немного с ветерком в голове. Девушка училась на парикмахера, обожала тусить с друзьями в ночных клубах и часами просиживать в интернете.
Катя исчезла накануне Нового 2015 года. Алена проснулась в пять утра 26 декабря 2014 года от какого-то тревожного предчувствия. Мать зашла в комнату дочери и увидела, что ее нет, постель нетронута, а из розетки торчал шнур для зарядки телефона. Девушка всегда брала его с собой, когда уходила надолго: ее гаджет быстро разряжался. Значит, скоро вернется, подумала мать и решила позвонить дочери. Трубку сняли, но вместо голоса Кати женщина услышала грохот и непонятное скрежетание. А потом — тишина, которая с того момента стала вечной.
«Я сразу же побежала в полицию писать заявление, — рассказывает Алена. — А там рукой махнули, мол, загуляла девчонка. Полиция ничего не делала и только через пять дней получила результаты биллинга, согласно которым дом Катя не покидала, и детализацию звонков. В ночь на 26 декабря ей написал Михаил Саплинов из соседнего подъезда и пригласил в гости».
По словам матери, за несколько дней до исчезновения Катя пришла домой с белой розой. Сказала, что ее подарил сотрудник полиции Миша, который начал за ней ухаживать. Оперативники допросили его. Тот сказал, что действительно приглашал Катю в гости, но она не пришла.
«Наша дочь тоже в этом доме исчезла»
Почти два года расследование топталось на месте. Алена вместе с волонтерами прочесывала весь город, о деле много писала местная пресса, но никаких зацепок не появлялось. А 20 ноября 2016 года к Алене в квартиру пришли мужчина и женщина. В руках они держали ориентировку с фотографией незнакомой девушки.
«Это были родители Наташи Малаховой, — говорит Алена. — Они сказали, что их дочь тоже исчезла в том же доме, где и моя. Назвали адрес и квартиру. Я в ужасе спросила, знают ли они, чья она?»
В ней жил тот самый Саплинов, который в ночь исчезновения Кати приглашал ее в гости. Как оказалось, 16 ноября 2016 года Наташа Малахова отправилась в гости к Саплинову, который к тому времени уже уволился из полиции, и не вернулась.
«Перед тем, как зайти к Алене, я пришла к нему, — вспоминает мама второй жертвы Ирина. — Миша сидел на кухне и ел колбасу, откусывая прямо от палки. Спокойный, уверенный. Заявил, что Наташа наносила ему визит, но утром вызвала такси и уехала домой».
Матери пропавших девушек вместе изучили распечатку вызовов с телефона Крюковой. Последний и правда был вызовом такси. Женщины сообщили обо всем полицейским. Тем удалось найти таксиста, который принял вызов Наташи. Он рассказал, что приехал по адресу, но пассажирка к нему так и не вышла.
Закопал или выкинул?
Саплинова арестовали. Он быстро сознался в убийствах. Рассказал, что Катю убил после того, как она оказала ему сопротивление при попытке изнасиловать. А Наташу он смог изнасиловать несколько раз и убил, чтобы скрыть следы преступления. Потом вызвал с ее телефона такси — для алиби. Причем то, что творил с Наташей, маньяк снимал на камеру телефона. Именно эти видеозаписи легли в основу обвинения.
А тела его жертв не нашли. Михаил менял показания — то он закопал трупы, то выкинул в мусорный контейнер. Вторая версия стала для него окончательной. Он даже рассказал, что, когда грузил тело Кати на контейнерной площадке, у нее зазвонил телефон. Машинально он принял вызов, послушал голос ее мамы и перевалил труп в мусорку. Именно этот грохот и скрежет тогда якобы и услышала Алена.
Полицейские перерыли все полигоны ТБО в Белгородской области, но тела Наташи так и не нашли. А шанса найти тело Кати спустя два года не было в принципе. Но матери сомневались в этой версии убийцы. Как работники мусорной индустрии могли не заметить целые тела двух взрослых девушек?
«Саплинов — потомственный полицейский, — объясняет Кузьмина. — Мы уверены, что версию о мусорке Саплинову подсказал отец, он служил в правоохранительных органах. Ведь „нет тела — нет дела“. На этом и строился расчет. Но они просчитались».
Несмотря на то, что Саплинов позже отказался от своих признаний, заявив, что они были получены под пытками, а в его квартире не нашли биологических следов Кати Кузьминой, в феврале 2017 года суд присяжных признал его виновным в изнасиловании и убийстве обоих девушек. Маньяка приговорили к пожизненному заключению и отправили в «Полярную Сову».
«А вдруг дочь жива?»
Справедливость восторжествовала. Матерей Кати и Наташи бурно поздравляли неравнодушные. Но женщины не могли найти покоя. Ведь тела их дочерей так и не были найдены. Поэтому в сердцах теплилась надежда на то, что произошло чудо и они живы. По крайней мере Катя.
«Патологоанатом внимательно изучал показания Саплинова, — рассказывает Кузьмина. — И пришел к выводу, что тот мог ошибиться, приняв мою дочь за мертвую. Она могла быть жива, но без сознания. И если он на самом деле выкинул ее в мусорку, Катя могла очнуться, вылезти, пойти куда-нибудь без памяти. Ее могли подобрать дальнобойщики».
Но шли годы, и эта отчаянная надежда на чудо таяла. Постепенно матери смирились с гибелью своих дочерей. Но они жаждали возможности найти и похоронить их тела. Алене поступала информация, что убийца ее дочери в колонии неплохо живет, дружит с бандитами, тюремную баланду не ест — заказывает себе блюда из буфета.
Она решилась на креативный и странный шаг. Не ставя в известность следователей, написала Саплинову письмо от имени убитой им дочери. И попросила сказать, куда он спрятал ее тело.
«Когда об этом узнал следователь, то ужасно ругался, — говорит Кузьмина. — Но Саплинов ведь потом мне ответил. И между нами завязалась переписка. А осенью 2021-го он выполнил мою просьбу. Не мне в письме, а на допросе он сообщил, что закопал Катю в Дмитриевском заказнике, а Наташу — возле памятника 17 героям-бронебойщикам в Старом Осколе. Он подробно рассказал, как тащил тела, как подбирал ямки для могил, в каких позах складывал наших дочерей».
Копали сотни волонтеров
Эта запись шокировала всех и одновременно дала надежду. Искать тела убитых девушек вызвались сотни добровольцев со всей Белгородской области. Особенно, по словам Алены, помогали члены местного клуба страйкболистов. В поисках активно участвовали и полицейские. Раскопки длились на протяжении почти двух лет. Люди перекопали места, указанные Саплиновым, вдоль и поперек. А Дмитровский заказник на площади двух гектаров и в глубину больше метра перерыли экскаватором. Никаких следов Кати и Наташи не нашли.
«С Саплиновым постоянно велись допросы, его просили сообщить какие-то приметы, по которым можно опознать местонахождение могил, — отмечает Кузьмина. — Он отвечал, пытался описывать те приметы, которые ему запомнились. Но все оказывалось бесполезным. И в конце прошлого года он признался, что показывал эти могилы своему отцу. И что отец может показать их расположение».
По словам Алены, это подтверждает биллинг телефона Саплинова. 19 ноября 2016 года, через два дня после убийства Наташи Крюковой, Михаил 25 минут был возле памятника 17 героям-бронебойщикам вместе со своим отцом. А 26 декабря 2014 года, в день убийства Кати, он останавливался на полчаса на пустыре в Дмитровском заказнике, где после выхода на пенсию трудился егерем его отец. В тот день старший Саплинов как раз находился там.
«Мы предполагаем, что, возможно, отец Михаила после его ареста выкопал тела наших дочерей и закопал в другом месте, — осторожно объясняет Крюкова. — Иначе как по-другому все это объяснить? После того как убийца сообщил об этом, полицейские хотели допросить его отца. Но его не нашли, он якобы ушел на СВО».
Награда — миллион
По словам Кузьминой, она проводила собственное расследование и не нашла никаких подтверждений тому, что отец убийцы ее дочери заключил контракт с Минобороны. По информации, которую ей удалось раскопать в интернете, Саплинов-старший уехал в Донбасс с казаками. Есть видео, как они все вместе сбивают какие-то дроны на Кинбурнской косе. Через полгода мужчина вернулся в Старый Оскол, и его все-таки удалось допросить. По словам Саплинова-старшего, никакие тела он не выкапывал и не закапывал, а его сын невиновен, ведь парня осудили по ошибке. Однако пройти проверку на полиграфе бывший полицейский наотрез отказался.
В то, что Михаил невиновен, верят не только его родители, но и более пяти тысяч подписавших петицию в его поддержку, которую создала некая Анастасия З., администратор паблика «Михаил Саплинов за справедливость». Иногда там публикуются письма Саплинова с благодарностями за поддержку. Его, кстати, перевели отбывать остаток пожизненного срока в «Черный дельфин».
А Кузьмина и Крюкова тем временем объявили сбор средств на вознаграждение тому, кто найдет тела их дочерей или даст информацию. Безутешные матери намерены собрать 1 млн руб.