У нас в стране масса проверяющих и контролирующих органов. Но при этом каждую неделю то самолёт упадёт, то детей в школе не тем накормят, то газ в доме взорвётся. Что и зачем тогда проверяют эти толпы инспекторов?
По данным статистики, одних только федеральных органов власти, осуществляющих контрольные и контрольно-надзорные функции, в России насчитывается пять десятков. Почему же вместе с ростом количества проверяющих организаций не растёт их эффективность?
— Наше государство — административное. Поэтому бюрократия плодит проверяющих, а потом — проверяющих над проверяющими и так до бесконечности. Вот только вместо повышения качества — продуктов и услуг — это создаёт идеальные условия для взимания взяток. Многие требования усложнённых приказов и регламентов соблюсти практически невозможно. Часто людям бывает проще «договориться» с мелкими чиновниками, чем выполнить все законы. Коррупция, формализация деятельности и наслоение всё новых административных структур делают в итоге проверяющую систему неповоротливой и малоэффективной. В итоге, как часто бывает с таким громоздким бюрократическим аппаратом, чиновники упускают банальные проблемы, которые оборачиваются трагедиями для конкретных людей.
Чтобы проверки в России стали по-настоящему эффективными, нужно в первую очередь уменьшать количество госслужащих. В конце 2020 г. правительство Михаила Мишустина объявило об «оптимизации» чиновничьего аппарата. Заявлялось о планах сокращения госслужащих на 10%, но конкретных результатов мы пока не увидели. Необходимо создавать и независимые суды, которые смогут выносить объективные решения при выявлении нарушений.
В некоторых регионах в администрации сложилась закрытая клановая система. Как смогут проверяющие пожаловаться на нарушения в организации, если они там все родственники и близкие друзья? Также власти надо больше прислушиваться к обращениям людей, представителям общественных объединений и некоммерческих организаций. У нас есть закон «Об основах общественного контроля в РФ», но он пока, к сожалению, не работает.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции