За что пить будем?

Рустам Арифджанов. © / Владимир Трефилов / РИА Новости

В России может появиться новый праздник – День изыскателя.

   
   

Посвящён он будет специа­листам, которые проводят исследования местности в местах предполагаемой застройки. Но в 2020 г. у нас уже 415 празд­ников ­набирается!

Журналист, писатель Рустам Арифджанов:

Требуется добавка?

В Советском Союзе праздников было меньше. В Россий­ской империи – ещё меньше (в основном православные и несколько связанных с царской ­семьёй). В Российской Федерации всё это наследие попытались объединить: скрепа к скрепе, веха за вехой. Набрался целый ворох нужных и не очень дней (а выбросить жалко).

Надо бы уменьшить число праздников, почистить список. И вообще поступить, как советуют в анекдотах: или крестик снять, или трусы надеть. Мы же лишь добавляем красных дат в календарь, иногда без разбора. Причём добавляем как-то так наотмашь, особо не ­задумываясь.

Но праздник – это ведь не только набор тематических мероприятий или протокольный банкет с фуршетом. Через праздник определяется связывающая общество система ценностей. Социологи и философы давно определились, что празд­ники являются первичным элементом культуры, чертой, определяющей отличие одной цивилизации от другой. Советская власть, отменяя русские имперские праздники и заменяя их на революционные дни, включая в них не только 7 ноября, 1 Мая и 8 Марта, но и дни Парижской коммуны и взятия Бастилии, новой системой праздников обозначала разрыв между двумя цивилизациями.

Кому и Хеллоуин – торжество

Мы же в РФ, эклектично разбросав по календарю имперские и советские праздники, разбавляем и без того рыхлую систему случайно подобранными празд­ничными событиями и неточными датами, окончательно запутывая население и внося сумятицу в формирование мировоззренческих принципов русских людей, ­переживших тектонические потрясения в течение прошлого века. Получается, как экс-прокурор Крыма на марше ­«Бессмертного полка» с портретом царя-батюшки ­Николая II, как ехидная расшифровка аббревиатуры СССР – «советская социалистическая святая Русь».

   
   

При этом подавляющее большинство населения, ­консервативно сохраняя социалистические представления об организации жизни, веря и надеясь на социальный ­патернализм государства, откровенно не понимая, как устроена сегодня Российская Федерация, добрым словом вспоминает времена Сталина и Брежнева чуть ли не как ­эталон организации государст­ва и его взаимоотношения с обществом. При этом почему-то самозабвенно празднуя День святого Валентина, Хеллоуин, а некоторые даже День ирландского святого Патрика.

Чтобы вновь не напоминать анекдот про трусы и крестик, употреблю более научное определение – когнитивный диссонанс. Система наших празд­ников словно специально устроена так, чтобы вызывать именно это состояние психического дискомфорта.

А теперь объясню, почему я не начал текст с фразы: «Скажи, какой праздник ты празд­нуешь, а я скажу, кто ты?» Не ­потому, что этот тезис выглядел бы достаточно неоригинально, а прежде всего очень странно и неприятно выглядел бы после анализа всех сегодняшних русских праздников наш русский человек – мятущийся персонаж с раздвоенным психическим сознанием, так и не осознавший, чего он всё-таки хочет – жить обеспеченно и комфортно, зарабатывая много и много же тратя, или верить в торжественные, но несбыточные лозунги о скором блестящем будущем, особом предназначении нашего народа и в результате этого особом же его благоденствии, которое будет не добыто упорнейшим и производительным трудом и коммерческой смекалкой, а ниспадёт на нас за заслуги предков, за мужество, простоту и открытость наших мужчин и красоту наших женщин. Странный, согласитесь, вырисовывается образ русского человека – марширующего с похожим на нидерландский флаг под конармейские марши, с волевым подбородком и неж­ными голубыми глазами, с ­русой косой и татуировкой «ВДВ Кандагар».

Но ведь мы не такие. Не такие, какими нас пытаются сделать в том числе и календарным списком наших праздников.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции