«Все мы русские в гражданском и политическом смысле»

Алексей Журавлев. © / Владимир Песня / РИА Новости

Предложение президента подумать над разработкой закона о российской нации, прозвучавшее в последний день октября в Астрахани на заседании Совета по межнациональным отношениям, ожидаемо стало одной из наиболее обсуждаемых тем. Мы сейчас чуть ли не смеёмся над несчастной Европой, изнывающей от резкого наплыва мигрантов, а ведь и сами совсем недавно стояли на краю той же самой пропасти. И отошли мы от этого края всего лишь на пару шагов, едва ли не в первую очередь благодаря экономическому кризису и девальвации рубля, которые сделали для большей части мигрантов работу в России невыгодной, и они потянулись на историческую родину.

   
   

Как видим, заслуга власти в том, что в обществе утихли межэтнические противоречия, не так уж и велика. Да, Дума установила, что за состояние межнациональных и межконфессиональных отношений на вверенной им территории отвечают персонально губернаторы. Сделать это было необходимо, так как фактор личной ответственности был и остаётся весьма действенным механизмом. Но насколько хорошо эта система работает, насколько адекватны и объективны те отчёты, которые региональные власти отправляют наверх, не ждут ли нас неприятные сюрпризы? Это всё очень серьёзные вопросы, ответа на которые пока нет.

Зато можно констатировать, что корневые причины межнациональных конфликтов до конца не устранены, болезнь не побеждена, а загнана внутрь, и потому мы, рассуждая о существующем пока лишь в виде абстрактной концепции законе «О российской нации», просто обязаны помнить, что цена ошибки здесь крайне высока, и если есть хотя бы малейший шанс, что принятие такого закона пойдёт во вред, принимать его нельзя.

При разработке закона следует учитывать уже имеющуюся в стране законодательную базу. Закон о российской нации должен опираться на то, что уже сделано. Нельзя забывать о том, что главой государства утверждена Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Тем, кто готов кричать о том, что это «национализм», я хотел бы напомнить слова нашего президента, сказанные на последней сессии клуба «Валдай» в ответ на просьбу сформулировать, что такое национальные интересы России: «То, что хорошо для русского человека, то и национальные интересы России. И вообще для народов Российской Федерации». Считаю это исчерпывающим ответом тем, на кого слово «русские» до сих пор действует как красная тряпка на быка.

В нашем понимании нация — это культурно-политическая, социально-экономическая и духовная общность граждан, объединённых в едином государстве. Нация формируется переживаемыми вместе историческими событиями: войнами, революциями, нашествиями неприятеля, несмотря на которые она сохраняет свой язык, свою территорию и идентичность. Важнейшую роль в формировании этой нации сыграла православная культура, оказавшая определяющее воздействие на формирование нашей национально-культурной идентичности, на специфику культуры нашей страны в пространстве мировой цивилизации.

Единство политической нации не несёт угроз процветанию отдельных национальностей в составе Российской Федерации. Напротив, единство обеспечивает развитие национальностей, их гармоничное взаимодействие. А вот разделение нашего народа по этническому принципу на «русских» и «нерусских», особенно при сохранении ещё советского административного деления страны, как раз угрожает народному единству и территориальной целостности России.

   
   

Все мы русские в гражданском и политическом смысле. Если угодно, формуле Ленина «большая нация обязана пожертвовать своими интересами ради малых», мы предпочитаем формулу Расула Гамзатова: «В Дагестане я аварец, в Москве — дагестанец, за границей я русский».

Также нельзя игнорировать тот факт, что более 80 процентов граждан России, согласно итогам переписи населения 2010 года, определяют себя именно как русские люди. Это дополнительный объединяющий фактор. В СССР, когда была предпринята попытка сконструировать «новую многонациональную общность — советский народ», русские, напомню, составляли порядка 50%. Разница, согласитесь, существенная.

Между тем ни в Конституции, ни в законодательстве нашей страны русских нет. В Якутии, например, тамошний Конституционный суд принимает решение, провозглашающее всю территорию этой республики «родной землёй и исторической родиной якутского народа». Подобные положения есть и в основных законах других республик: Татарстана, Карелии, Удмуртии и т. д.

А на федеральном уровне ничего подобного нет. Основной закон России полностью игнорирует русский народ. И в результате крупнейший (ещё раз повторю эту цифру: 80%) народ России не имеет ни малейшей юридической связи со своей страной. Это нонсенс и историческая несправедливость. Как решать этот вопрос в гипотетическом «законе о нации»?

При этом отдельным республикам позволяется демонстративно нарушать федеральное законодательство, оставляя главе своего субъекта федерации наименование «президент», им также сходит с рук вытеснение русского языка из школьной программы. Русские же по-прежнему бесправны. И есть большая опасность, что наши «умельцы»-бюрократы состряпают такой проект закона, который эту ситуацию зафиксирует окончательно.

Даже само название гипотетического закона — «О российской нации и управлении межэтническими отношениями» — внушает опасения. Потому что все мы прекрасно знаем, что если наша бюрократия возьмётся управлять межэтническими отношениями, то последствия её действий могут иметь непоправимый характер. Поэтому подходить к разработке это важнейшего документа следует с величайшей осторожностью, помня русскую пословицу: «Семь раз отмерь — один раз отрежь».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции