После революции Россия шумно и без большого сожаления похоронила прежних кумиров: Онегиных, Ленских, Печориных, Обломовых, Чацких, «трёх сестёр» и даже «дядю Ваню» - всех этих вечно сомневающихся, «лишних (по выражению Тургенева) людей». Похоронены были все те, кто олицетворял нравственные и сердечные метания России ХIХ в. Новому поколению, рождённому революцией и вышедшему из крестьянского тулупа, матросского бушлата и солдатской шинели, было не до душевных сомнений. Матрос с крейсера «Аврора», пальнувший в Зимний из корабельной пушки, не сомневался в новой революционной правде. Как не сомневались и Любовь Яровая, и Анка-пулемётчица, и простодушный чапаевец Петька. Все они отреклись от «старого мира» и были нацелены (как пелось в первом гимне новой эры «Интернационале») на разрушение «до основанья, а затем…».
О том, что будет построено на пепелище, поколение, рождённое революцией, не думало. Страна заговорила. «Мы наш, мы новый мир построим, - Кто был ничем, тот станет всем». Молодёжь училась жить без Бога, без истории, без памяти. Старый миропорядок, который ассоциировался с сельской общиной, дворянством, «буржуями», попами и «гнилой интеллигенцией», был вначале ошельмован большевистской пропагандой, Демьянами Бедными, а потом и тотально зачищен. «Вредные» фигуранты русской истории и культуры исключили из учебников и списка строителей новой жизни. Те, кто упорно продолжал думать о судьбе России, были частично (в 1922 г.) погружены на «философский пароход», отправлены в Германию и окончательно «ликвидированы как класс» (по выражению Сталина) к 1929 г.
Песни для новых людей
Для новой эры требовались новые песни. Это были песни о грядущей и, конечно же, счастливой жизни. Вначале просто пели о светлом будущем. Но вскоре обнаружилось, что без труда, без подвига, без героического самоотречения от «буржуазного потребления» новый мир не построить. Появились новые герои. Их олицетворением стал Павка Корчагин. Основной темой искусства (впрочем, и жизни) стало преодоление трудностей. Молодое поколение преодолевало разруху Гражданской войны, отставание от Запада, строило плотины, домны. Потом снова война и вместе с ней герои-краснодонцы, Маресьев, женщины-лётчицы, отважные разведчики и партизаны. Потом преодоление новой разрухи, стройки коммунизма, покорение целины, освоение Севера и - как апофеоз советского героизма - космонавты с молодым, улыбчивым Юрием Гагариным. Мораль советского молодого человека лепилась из киношно-песенных героев, одобренных отделом пропаганды ЦК комсомола и ЦК КПСС.
В СССР образовалось несколько шедших параллельным курсом жизней. И все, конечно, понимали, что в Стране Советов помимо хороших песен есть и нехорошие люди: воры, бандиты, стяжатели, спекулянты или просто обыкновенные пьяницы, многожёнцы и даже «расхитители социалистической собственности». Позднее, когда «жить стало лучше, жить стало веселей», появились стиляги, поклонники джаза, узких брюк, коротких юбок и шёлковых чулков. Но всю эту буржуазную накипь очень весело и успешно разоблачали басни Михалкова, концертные конферансье, цирковые комики и шумные комсомольские собрания: типа «сегодня слушает он джаз, а завтра родину продаст». Советская пропаганда придумала для всех этих «утративших моральный облик» людей очень ёмкое и простое слово «тунеядцы». Для них в Уголовном кодексе была заведена и соответствующая статья. Надо признаться, весьма щадящая. А что с них взять? Они же не враги народа, не предатели. Ну оступились, ну поддались буржуазному соблазну…
А что сегодня?
Частичный ответ на эти вопросы даёт недавнее исследование, проведённое Комитетом гражданских инициатив А. Кудрина. Выводы не очень оптимистичные. Похоже, что желающих осваивать целину, раздувать новые домны, строить дороги и даже лететь в космос не так уж много. Судя по опросам социологов, настроения молодёжи не слишком созидательные. Молодёжь «пассивна и послушна». Предпочитает «гарантированную работу под руководством авторитетного руководителя». И, естественно, «хорошую зарплату». Есть завышенные желания и стремление получить всё и сразу.
Социологи и экономисты бьют тревогу: стране не хватает рабочих рук, инженеров, техников, квалифицированных специалистов. Не хватает даже квалифицированных руководителей производства, знакомых с техникой и технологией. Первыми и самыми высокооплачиваемыми лицами на производстве стали финансисты, маркетологи, юристы и пиарщики, способные хорошо составить годовой отчёт, припудрить мозги собственникам и акционерам, выиграть дело в суде. Высоко ценятся пресс-секретари. В России их уже, похоже, миллионы. И мало кто удивится, если собственные «песковы» и «маркины» появятся у дворников и проституток.
Доклад Комитета гражданских инициатив свидетельствует, что у молодёжи «нет ориентации на упорный труд и дисциплину», а при выборе сферы деятельности идут туда, где легче «снять навар». Зато амбиций хватает. Ориентировка - на быструю карьеру. Отмечается и тяга к тем сферам деятельности, где слова и лояльность партии власти можно конвертировать в карьеру. Вывод неутешителен: в стране растёт поколение амбициозных приживал. «Лишние люди» возвращаются. Но в отличие от Чацкого и Онегина они совершенно безлики. Да и Базарова среди них, похоже, нет. Поднимут ли они Россию с колен? Или лягут на диван, как Обломов?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции