Вода живая и мёртвая. Какие патриоты нужны России?

Вячеслав Костиков. © / АиФ

Мы увидели, что у патриотизма может быть живое измерение, живое лицо и живой голос. Трибуны и улицы без всякого директивного предписания кричали «Россия, вперёд!» или просто «Россия!». А слёзы Артёма Дзюбы после поражения от Хорватии сказали нам о патриотизме больше, чем заклинания политиков и депутатов. Стало яснее, за что мы любим свою страну. Вовсе не за то, что она самая большая в мире, не за то, что у нас есть атомная бомба, военно-космические силы, лучший в мире калашников, не за то, что у нас много нефти и газа и что мы можем всем показать «кузькину мать». Мы любим Россию просто за то, что мы здесь родились, что здесь живут наши родители и будут жить наши внуки.

   
   

Восточный стандарт

Официальная пропаганда и в советские, и в нынешние времена пытается внушить нам, что мы, чтобы числиться патриотами, должны непременно совершить какой-то подвиг, поступок, чем-то пожертвовать, что-то отдать. Лучше, если жизнь. В советские времена высшей мерой патриотизма считалось «броситься на амбразуру», стать Павлом Корчагиным или Зоей Космодемьянской. Меньше, но достаточно высоко ценились трудовые подвиги. Записаться в Стахановы, поучаствовать в строительстве БАМа, в освоении целины. 

В последние годы критерии патриотизма существенно снизились. Необязательно совершать научные и технические подвиги, как Сахаров или Курчатов. Достаточно, как «трио пропагандистов» из телевизионного ящика, громко заклеймить очередного врага России - и ты уже патриот. Проторена дорога к званию «заслуженный патриот России» и через Госдуму. Прояви инициативу в поиске «иностранного агента», и ты уже почти Герой России. Как и в советские времена, сегодня снова ценятся «репортажи об успехах». Неважно, что наш Дальний Восток скоро останется без населения и «дальневосточный гектар» станет никому не нужным, важно, как публике будет представлена «программа развития» региона. 

По представлениям о патриотизме мы приближаемся к восточным стандартам. Там высший критерий патриотизма - любовь к местному баю, султану. Порой дело доходит почти до анекдота. В одной из бывших среднеазиатских республик недавно появились отряды дружинников, которые следят за тем, чтобы в туалетах жители не пользовались газетами с изображением местного «владыки». А как не использовать, если «владыка» каждый день на первой полосе газет, а туалетной бумаги нет?

Енотовые шубы

Перекосы в восприятии и пропаганде России появились не сегодня. И в царские времена величие России преподносилось прежде всего как блеск императорского двора. Преданность государю ценилась выше преданности стране. Лобызающим руку государя или царицы прощались и воровство, и глупость, и некомпетентность, а критика воспринималась как предательство. В «ближнем окружении» Николая II были сплошь патриоты, включая Г. Распутина и премьера И. Горемыкина. И того, и другого не гнали взашей исключительно за преданность престолу. На некомпетентность закрывали глаза. О Горемыкине ходила эпиграмма: «Горе мыкали мы прежде, горе мыкаем теперь». Впрочем (надо отдать ему должное), сам к себе он относился с большой иронией и называл себя  «старой енотовой шубой», понимая, что его роль - служить прикрытием для «Государя Императора». 

Гражданская оборона

«Эволюция» патриотизма в России, к сожалению, состояла и состоит в том, что понятия «патриот» и «гражданин» всё более расходились. Гражданин стал восприниматься властью как нечто опасное. А гражданская позиция - как разновидность диссидентства. Сегодня патриотизм становится частью обязательной школьной программы, обязанностью, ритуальной молитвой. Живая вода превращается в мёртвую. 

Поэтическая формула Н. Некрасова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» сегодня трактуется властью как «Гражданином можешь ты не быть, но патриотом быть обязан». Опасность подобной установки состоит ещё и в том, что населению внушается представление о том, что страна находится в постоянной опасности и нужно непрерывно выявлять внешних и внутренних врагов.

   
   

А между тем патриотический зуд у чиновников и депутатов нарастает. Принятая в 2015 г. программа «Патриотическое воспитание граждан России на 2016-2020 гг.» - шедевр бюрократического творчества. Дочитать её до конца невозможно. Исполнить - немыслимо. А если исполнить, то русский человек превратится в патриотического робота, у которого «вместо серд­ца пламенный мотор». Сама программа, как и многие другие программы «по улучшению народа», уже фактически забыта. А вот финансовое освоение этого «шедевра» идёт полным ходом и обойдётся гражданам в 1 млрд 600 тыс. руб. 

*  *  *

Многочисленные воспитатели народа, видимо, не догадываются о том, что творцы нашей культуры - Пушкин, Толстой, Чехов, Чайковский - не давали никаких патриотических клятв и не учились на курсах повышения патриотической квалификации. Не давали клятвы «юного патриота» и не вступали в Юнармию ни Сахаров, ни Курчатов, ни Гагарин, ни Шостакович, ни Солженицын. Они просто росли и жили в любимой стране и работали для неё.

Наши политики и законодатели никак не поймут, что патриотизм невозможно загнать ни в законы, ни в указы, ни в программы. России нужен не показной патриотизм, результаты которого хорошо видны в платёжных ведомостях чиновников и пропагандистов, а патриотизм созидательного, творческого типа, такой патрио­тизм, при котором общественная благодарность воздавалась бы людям, которые не кричат о величии, а делают страну уважаемой и притягательной для других народов.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции