Власть была не готова

Михаил Веллер. © / Руслан Кривобок / РИА Новости

Михаил Веллер, писатель, философ

   
   

Революция - это скачкообразный переход на следующий уровень эволюции. Февральская революция в России была вызвана тем, что внутри государства всё сгнило. Изменений требовали элиты, торговое и промышленное сословия, крестьяне, пролетариат. Все сословия желали избавиться от монархии. И, когда 2 марта Николай II подписал отречение, радость была всеобщей.

Но дальше интересы групп и сословий перестали совпадать. Власть, перешедшая к двум думским комитетам, возглавляли которые Гучков и князь Львов, была не готова к тому, что все национальные окраины - Закавказье, Украина и др. - захотят отделиться. Власть была не готова к тому, что армия, то есть крестьяне в окопах, после трёх лет этой весьма неудачливой затяжной войны категорически не хотела воевать, а хотела немедленного раздела помещичьей земли. Власть была не готова к тому, что анархисты, левые эсеры и стремительно растущие большевики вдруг захотят прорваться к рулю.

Читайте также: «Революция была претуплением». Патриарх призвал извлечь уроки из истории

Власть, пытаясь сохранить Россию на либерально-демократическом пути, не могла позволить себе ввести элементы диктатуры; не могла позволить себе перевешать большевиков; не могла позволить себе сказать союзникам: «Мы должны закончить войну и вернуть солдат из окопов по домам, иначе они устроят всеобщий бунт». 

Власть не смогла ни кнутом, ни пряником удовлетворить различные народные группы. Власть оказалась постепенной, нерешительной, малодоговороспособной. Она отстранила генерала Каледина, арестовала Корнилова, Крымов застрелился. Она сперва посадила, а потом выпустила большевиков. В результате оказалось, что власть уже не у Временного правительства, а у Советов. А из Советов её вытащили, как кошелёк из кармана, большевики. И организовали октябрьский переворот. 

То есть в очередной раз российское общество и россий­ские элиты оказались не способны провести необходимые политические и социальные реформы. И ввергли страну в диктатуру, при этом первыми пострадав.

   
   

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции