Недавно ездил с другом по Смоленской области, искал могилу его деда, погибшего в тех местах в 1942-м. Не нашли, след оборвался у одного из братских захоронений. На обратном пути остановились размяться у миленькой сельской школы в деревне... Не скажу, в какой! То, что можно увидеть в 300 километрах от Москвы, происходит нынче по всей России.
Сперва сельская школа мне очень понравилась. Много зелени, в тёплое время года можно всю перемену беситься на настоящей травке.
Собственно, старое школьное здание не портила даже местами облупившаяся штукатурка. Это даже придавало ему некое благородство, как пыль на бутылке вина урожая полувековой давности.
Новенькая асфальтовая дорожка к военному мемориалу времён Великой Отечественной даже вызвала умиление. Похоже, положили буквально вчера. Нашли же деньги из явно не самого жирного деревенского бюджета.
Сам мемориал, посвящённый памяти партизан отряда имени Сергея Лазо, пусть и не был шедевром монументальной пропаганды, но до сих пор содержится в хорошем состоянии.
И само кладбище со свежепокрашенным заборчиком и ровными рядами поименованных и безымянных могил мне тоже понравилось...
...А вот что совсем не понравилось во всей этой сельской идиллии — так это обелиск с красной жестяной звездой, валяюшийся за оградой кладбища. Под такими пирамидками в 60-х годах прошлого века перезахоранивали солдат, которых во время войны наспех зарыли на рубежах обороны, вдоль дорог при отступлении, а потом при наступлении...
Дверь в школу оказалась открытой. «Здорово, — подумалось мне сперва, — что в родные классы можно зайти и летом, полистать учебник на новый учебный год. “Для нас всегда открыта в школу дверь”, как поётся в старой наивной песенке про прелести народного образования».
Но звонких детских голосов услышать не довелось. Зато у порога, как знак беды, валялись выброшенные из сумок гражданские противогазы.
Сразу вспомнилась Чернобыльская зона и мёртвый город Припять, где почти такие же противогазы валялись в брошенном при эвакуации детском саду. Что за радиация одолела сельскую школу в Центральной России?
Эта радиация зовётся оптимизация. Школу по причине малодетности сельского поселения сочли бесперспективной и попросту бросили. Как этот класс начальной военной подготовки, откуда, собственно, и взялись противогазы. Ещё в прошлом году школа шефствовала над мемориалом и партизанским кладбищем. Теперь, понятно, не будет...
В классе химии колбы, пробирки, реторты... Все на удивление целые. Видать, и правда с детьми в деревне худо, а местным алкашам требуется посуда повместительнее.
В библиотеке полки буквально ломятся от книг. Жаль, читать больше некому.
Как низко пал Антон Палыч!
Наверное, все брошенные библиотеки похожи. Фотография опять-таки из Чернобыля.
Видимо, бывший кабинет биологии. Это учебное пособие оказалось как нельзя кстати для общего описания ситуации.
А места там красивейшие, уезжать не хочется. Нет, я верю, что детям из этой школы будет лучше учиться в другой, за сколько-то там километров. Наверное, там будет нормальный спортзал, хорошие бытовые условия и даже туалет не на улице. Я понимаю, что страна переживает трудные времена и что на все «неперспективные» школы России денег не хватит, а значит, нужна та самая оптимизация. Чего же мне надо? Самой малости: чтобы «оптимизаторы» посмотрели на дело рук своих. Ведь подписывать бумажки о закрытии школ куда проще, когда не видишь результата.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Куда уйдём со школьного двора? Профессии, которые выбирают выпускники →
- «Как я „минировал“». Исповедь телефонного террориста →
- Пастухи →