Отдаём мы себе отчёт в этом или не отдаём, но каждый из нас — психологический консультант. И когда у нас возникают проблемы с детьми, членами семьи, начальниками и подчинёнными, мы ходим друг к другу за советами. Поняв это, известный писатель и телеведущий, член Академии российского телевидения и давний автор нашей газеты Андрей Максимов придумал систему «психофилософии», используя которую, люди могут друг другу помогать. Занимается он ею довольно давно — более десяти лет, выпустил несколько книг, которые стали бестселлерами.
Мы надеемся, что психофилософские советы Максимова помогут читателям решать и их проблемы.
«Моему сыну 11 лет, он категорически не хочет читать книги. Помогите, что делать?»
Светлана Серова, Новомосковск
Андрей Максимов, писатель, телеведущий, психофилософ
В присутствии одного умного человека кто-то воскликнул: «Нельзя прожить жизнь, не прочитав Достоевского!» На что умный человек возразил: «У Пушкина получилось». И ведь действительно, Пушкин Достоевского читать не мог, а вот ведь — жил как-то, и ничего.
Это я к чему? Мы, люди старшего поколения, убеждены, что без книг вырасти нельзя. Между тем эпоха печатной продукции куда короче тех времён, когда люди жили без книг. И прекрасно, надо сказать, себя чувствовали. Не стоит делать вид, будто гаджеты, которые взяли в плен наших детей, ничего принципиально не изменили в подрастающем поколении. Мы можем возмущаться тому, что наш ребёнок «живёт в компьютере», однако оттаскивать его с помощью книг — всё равно, что плевать против ветра. Тот же эффект.
Мы должны смириться с тем, что книга никогда не будет играть в жизни человека ХХI века ту роль, какую играла в веке ХХ. Как придётся смириться и с тем, что постепенно печатную книгу заменит электронная. И случится это, думаю, на наших глазах.
Так как же быть? Просто наплевать на то, что ребёнок не читает, и успокоиться?
Разумеется, нет.
Давайте спросим себя: что должны делать родители для своих детей? Много есть ответов на этот вопрос, один из них — предлагать. Постоянно что-то предлагать: варианты досуга, варианта дела, варианты общения.
Книга — это то, что надо ребёнку предложить. Причём желательно, не ту, которая нам, взрослым, представляется необходимой, а ту, которая ребёнку покажется интересной.
Я не устану повторять один из основных принципов психофилософского воспитания: «К ребёнку надо идти не с ответами, а с вопросами». Надо стараться не навязывать ему свою волю, а узнавать его желания.
Нет никакой обязательной литературы, которую ребёнок должен прочесть, чтобы полюбить чтение. (Замечу, что обязательную школьную программу дети легко осваивают, не читая, при помощи интернета.) Могут быть книги, которые в состоянии его заинтересовать. Узнать о них можно, только наблюдая за своим ребёнком, пытаясь постичь его интересы, разговаривая с ним.
Чем старше становится ребёнок, тем сложнее приучить его к чтению. Но единственный способ всё тот же: заинтересовать. То есть дать возможность ребёнку получить от книги что-то, что он ищет и более нигде найти не может. Для одного это любовные истории, для другого — рассказы про вампиров, для третьего — исторические повести.
А для кого-то — ничего.
Повторю ещё раз: родители должны предложить ребёнку книгу, предоставить ему возможность выбрать её. Если выбрал — очень хорошо. Если нет — это его дело, его выбор, его жизнь. Заставлять невозможно и не нужно.
Я убеждён: сегодня не только из книгочеев вырастают умные, талантливые, добрые и интересные люди.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Если у вас есть вопросы к Андрею Максимову как к психологу, оставляйте их в комментариях ниже. Автор обязательно ответит на них в следующих колонках!
Смотрите также:
- Три месяца с книгой. Как превратить школьное «летнее чтение» в удовольствие →
- Андрей Курпатов: 5 уникальных правил воспитания детей →
- Поворотные моменты. Какие истории меняют нашу жизнь →