Я думаю, что прощение — это изменение отношения к человеку. Был враг и чужой, был угрозой и опасностью, а стал вновь братом или сестрой, или другом, или сыном, или супругом. Стал не несуществующим, не пустотой, а именно тем, кому ты уже доверяешь, кому готов оказать помощь. Прощение для христиан — не забытьё, не вычёркивание, а активное действие по изменению отношения.
Что говорит Библия?
Библия говорит, что беззаконие, зло и грех — неотъемлемая часть жизни каждого. Все нуждаются в прощении, прежде всего, в прощении Божьем. Бог, по выражению одного из пророков — «любящий прощать, благой и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый». Об этом же говорится и в молитвах. Вот, к примеру: «Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! Кто устоит? Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою». «Господи! У нас на лицах стыд, у царей наших, у князей наших и у отцов наших, потому что мы согрешили пред Тобою. А у Господа Бога нашего милосердие и прощение».
Иисус Христос совершенно ясно говорит о своей власти прощать грехи. Помните,
Иисус Христос и людей призывает к прощению. «Наблюдайте за собою. Если семь раз в день согрешит против тебя брат твой и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».
Особенность христианского отношения
Понятно, что прощение ближнего ставится в тесную связь с желанием быть прощённым. Но прощённым не только людьми, но и Богом. Даже, быть может, Богом прежде всего. И в этом заключается сложность для современности, ибо за скобками остаётся очевидный и непопулярный вопрос: «А что я сделал против Бога, в чём согрешил так, чтобы Он прощал?» Да, перед людьми каждый часто виновен — это признать просто. И жадность, и лень, и ложь, и превозношение, и малодушие, а может, и насилие
Всё дело тут в христианстве, вернее, в договоре с Богом и заповедях Божьих. Быть христианином значит верить, а не только признавать существование Кого-то, значит жить и деятельно проявлять себя. Это именно то, что незнакомо нехристианам, что со стороны трудно понять. Новый Завет, то есть «новый договор» строится на жертве Христовой, на Его служении людям, на их доверии Богу, принятии этой жертвы и желании приобщиться к ней и быть со Христом. Кто не желает — его дело, принуждения нет. Но это уже не христианство. И вот, желание принять спасение от Христа, а именно это Он обещает в своём договоре, реализуется через веру и исполнение заповедей. Нарушение же заповедей, то есть грехи — это и есть отпадение от договора, восстановить который можно признанием своих ошибок (грехов) и усилием ради исправления.
Для лучшего понимания предложу ещё одну евангельскую притчу, несмотря на то, что её прямой смысл пророческий — она об отношении древнего израильского народа ко Христу. «Был один человек — землевладелец, он насадил виноградник, обнёс его оградой, вырыл яму для давильни, построил сторожевую башню и отдал внаём виноградарям, а сам уехал. Вот настала пора — послал он слуг к виноградарям получить свой доход с виноградника. Но виноградари, схватив его слуг, одного избили, другого убили, а третьего забросали камнями. Снова послал других слуг — уже больше числом, но и с ними поступили так же. Наконец, он сына послал к ним, подумав: «Сына моего постыдятся». Но виноградари сказали друг другу: «Это наследник! Давайте убьём его, и нашим будет наследство!» Они схватили его, вытащили из виноградника и убили. Когда вернётся хозяин виноградника, что сделает он виноградарям этим?»
Есть проблема
Много ли можно сказать про 2×2=4? Думаю, нет. Трудности не в знании, а в применении. На то и существуют задачки, чтобы думать и в конце концов понять, что в этот раз необходимо перемножить две двойки и получить ответ.
Я уверен, что нечто подобное можно сказать и о прощении. Это — одна из тех тем, что записаны на подкорку сознания христиан от тысячей проповедей, назиданий, толкований и поучений. Разбудите ночью христианина и… услышите правильный ответ. Тут поговорка «знать, как Отче наш» имеет буквальный смысл, ибо одно из обращений этой молитвы звучит так: «Отче наш, оставь нам грехи наши, как и мы оставляем согрешившим против нас».
Да, на словах многое понятно. А в жизни? Мы знаем, что прощение — это дело личной ответственности. Невозможно простить по приказу, невозможно простить за другого. Это ж не забытьё, не вычёркивание, а активное личное действие по изменению отношения. Прощение — это предельная правдивость. Для христианина невозможно
Вот и получается, что Бог перед каждым христианином ставит жизненную задачку, где слов недостаточно, где поучать других не имеет большого смысла, где прикрываться национальным или политическим разделением, а то и теорией непрощения врагов страны или врагов церкви бессмысленно. Это та задачка, где результат очевиден и понятен: некто был враг и чужой, был угрозой и опасностью, а стал вновь братом или сестрой, или другом, или сыном, или супругом. Для христиан никто не отменял призыва Христа: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции