Прощёное воскресенье

Юрий Белановский:    
   

Я думаю, что прощение — это изменение отношения к человеку. Был враг и чужой, был угрозой и опасностью, а стал вновь братом или сестрой, или другом, или сыном, или супругом. Стал не несуществующим, не пустотой, а именно тем, кому ты уже доверяешь, кому готов оказать помощь. Прощение для христиан — не забытьё, не вычёркивание, а активное действие по изменению отношения.

Что говорит Библия?

Библия говорит, что беззаконие, зло и грех — неотъемлемая часть жизни каждого. Все нуждаются в прощении, прежде всего, в прощении Божьем. Бог, по выражению одного из пророков — «любящий прощать, благой и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый». Об этом же говорится и в молитвах. Вот, к примеру: «Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! Кто устоит? Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою». «Господи! У нас на лицах стыд, у царей наших, у князей наших и у отцов наших, потому что мы согрешили пред Тобою. А у Господа Бога нашего милосердие и прощение».

Иисус Христос совершенно ясно говорит о своей власти прощать грехи. Помните, как-то принесли к Нему парализованного, но не смогли пронести через собравшуюся толпу и поэтому, проделав отверстие в крыше дома над тем местом, где был Иисус, спустили несчастного на циновке. Иисус, увидев их веру, говорит парализованному: «Прощены твои грехи!». Там сидели и учителя Закона. Они думали про себя: «Что Он такое говорит? Ведь это кощунство! Может ли кто, кроме Бога, прощать грехи?». Иисус, зная помышления их, сказал: «К чему такие мысли? Что легче сказать парализованному: „Прощаются грехи твои“ или „Встань, возьми свою циновку и иди“? И чтобы вам было ясно, что Сын Человеческий имеет власть здесь, на земле, прощать грехи!» — тут Иисус обратился к больному: «Встань, возьми свою циновку и иди домой». Исцелённый встал и вышел из дома у всех на глазах.

Иисус Христос и людей призывает к прощению. «Наблюдайте за собою. Если семь раз в день согрешит против тебя брат твой и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».

   
   

Как-то апостол Пётр приступил к Иисусу и сказал: «Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?» «Нет, не семь, а семьдесят раз по семь, — ответил Иисус, — Царство Небесное вот с чем можно сравнить. Представьте себе: некий царь решил потребовать отчёта от своих слуг. Когда начались денежные расчёты, к нему привели того, кто должен был ему миллионы серебряных монет. Так как вернуть деньги он не мог, то господин приказал продать в рабство для уплаты долга и его самого, и его жену, и детей, и всё имущество. Слуга, простершись перед ним, умолял потерпеть. Господин сжалился над должником, отпустил его и простил ему долг. Слуга же, уйдя, встретил кого-то из своих собратьев, задолжавшего ему всего-навсего сотню монет. Он схватил его за горло и стал душить, приговаривая: «Верни мне долг!» Тот, упав на колени, умолял его потерпеть. Но слуга не согласился и отправил его в тюрьму — до тех пор, пока не вернёт долг. Это стало известно господину, и он, призвав слугу, сказал: «Негодный раб! Ты просил меня, и я простил тебе весь твой долг. Разве не должен был и ты проявить милосердие к собрату, как я проявил к тебе?» Разгневанный господин велел пытать его до тех пор, пока тот не отдаст весь свой долг. Так, — сказал, Иисус, — и Мой Небесный Отец поступит с вами, если не простите брата от всего сердца».

Особенность христианского отношения

Понятно, что прощение ближнего ставится в тесную связь с желанием быть прощённым. Но прощённым не только людьми, но и Богом. Даже, быть может, Богом прежде всего. И в этом заключается сложность для современности, ибо за скобками остаётся очевидный и непопулярный вопрос: «А что я сделал против Бога, в чём согрешил так, чтобы Он прощал?» Да, перед людьми каждый часто виновен — это признать просто. И жадность, и лень, и ложь, и превозношение, и малодушие, а может, и насилие и т. д. — всё это нам знакомо. Но при чём тут Бог? Почему Его надо просить о прощении и ожидать такового?

Всё дело тут в христианстве, вернее, в договоре с Богом и заповедях Божьих. Быть христианином значит верить, а не только признавать существование Кого-то, значит жить и деятельно проявлять себя. Это именно то, что незнакомо нехристианам, что со стороны трудно понять. Новый Завет, то есть «новый договор» строится на жертве Христовой, на Его служении людям, на их доверии Богу, принятии этой жертвы и желании приобщиться к ней и быть со Христом. Кто не желает — его дело, принуждения нет. Но это уже не христианство. И вот, желание принять спасение от Христа, а именно это Он обещает в своём договоре, реализуется через веру и исполнение заповедей. Нарушение же заповедей, то есть грехи — это и есть отпадение от договора, восстановить который можно признанием своих ошибок (грехов) и усилием ради исправления.

Для лучшего понимания предложу ещё одну евангельскую притчу, несмотря на то, что её прямой смысл пророческий — она об отношении древнего израильского народа ко Христу. «Был один человек — землевладелец, он насадил виноградник, обнёс его оградой, вырыл яму для давильни, построил сторожевую башню и отдал внаём виноградарям, а сам уехал. Вот настала пора — послал он слуг к виноградарям получить свой доход с виноградника. Но виноградари, схватив его слуг, одного избили, другого убили, а третьего забросали камнями. Снова послал других слуг — уже больше числом, но и с ними поступили так же. Наконец, он сына послал к ним, подумав: «Сына моего постыдятся». Но виноградари сказали друг другу: «Это наследник! Давайте убьём его, и нашим будет наследство!» Они схватили его, вытащили из виноградника и убили. Когда вернётся хозяин виноградника, что сделает он виноградарям этим?»

Есть проблема

Много ли можно сказать про 2×2=4? Думаю, нет. Трудности не в знании, а в применении. На то и существуют задачки, чтобы думать и в конце концов понять, что в этот раз необходимо перемножить две двойки и получить ответ.

Я уверен, что нечто подобное можно сказать и о прощении. Это — одна из тех тем, что записаны на подкорку сознания христиан от тысячей проповедей, назиданий, толкований и поучений. Разбудите ночью христианина и… услышите правильный ответ. Тут поговорка «знать, как Отче наш» имеет буквальный смысл, ибо одно из обращений этой молитвы звучит так: «Отче наш, оставь нам грехи наши, как и мы оставляем согрешившим против нас».

Да, на словах многое понятно. А в жизни? Мы знаем, что прощение — это дело личной ответственности. Невозможно простить по приказу, невозможно простить за другого. Это ж не забытьё, не вычёркивание, а активное личное действие по изменению отношения. Прощение — это предельная правдивость. Для христианина невозможно кому-то сказать «прощаю» и продолжать ненавидеть его в глубине сердца. Прощение — это открытость, риск и даже беззащитность.

Вот и получается, что Бог перед каждым христианином ставит жизненную задачку, где слов недостаточно, где поучать других не имеет большого смысла, где прикрываться национальным или политическим разделением, а то и теорией непрощения врагов страны или врагов церкви бессмысленно. Это та задачка, где результат очевиден и понятен: некто был враг и чужой, был угрозой и опасностью, а стал вновь братом или сестрой, или другом, или сыном, или супругом. Для христиан никто не отменял призыва Христа: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции