Появится ли у нас бесплатный общественный транспорт?

Елена Григорьева. © / Кадр телеканала Россия 1

Люксембург стал первой страной в мире с бесплатным общественным транспортом. с 29 февраля там больше не нужно платить за проезд в трамваях, автобусах и поездах как жителям страны, так и гостям. 

   
   

Власти Люксембурга объяснили такой шаг поддержкой населения и способом решить проблему с пробками на дорогах — бесплатный проезд станет стимулом чаще пользоваться общественным транспортом. Возможно ли такое в России? 

Елена Григорьева, замдекана экономического факультета РУДН:

Сравнивать огромную Россию с самым маленьким суверенным государством в Европе — герцогством Люксембург — довольно сложно. Как территория, так и финансовые возможности у нас очень разные. Тем не менее позитивный пример отмены платы за общественный транспорт нам надо перенимать. К тому же есть положительный опыт Эстонии, где бесплатный проезд сначала появился в Таллине, а затем распространился на несколько регионов страны. На первый взгляд разорительное мероприятие для бюджета в результате вылилось в прибыль — власти заработали за счёт привлечения новых налогоплательщиков и туристов. Глядя на эстонцев, билеты в автобусах ликвидировали уже в нескольких небольших городах Европы. Сейчас эта идея изучается во Франции. 

Рисунок АиФ/Андрей Дорофеев

Почему бы нам не начать внедрять подобный опыт хотя бы в крупных городских агломерациях? 

И необязательно вешать расходы только на местные бюджеты. Сейчас идёт мощное федеральное финансирование нацпроектов, есть разные госпрограммы по формированию комфортной городской среды, внедрению энергоэффективного и экологичного общественного транспорта. Средства на компенсацию бесплатного проезда могут быть направлены в том числе оттуда. 

Главное — власти должны понять, что бесплатный общественный транспорт даст мощный экономический и социальный эффект. Люди станут мобильнее, город привлечёт больше трудовых ресурсов и туристов (что особенно актуально для наших курортов), бюджет станет богаче, решится проблема пробок, которая злободневна для многих муниципалитетов страны. Ну и, конечно, бесплатный проезд прямым образом повлияет на решение одной из главных задач России — снижение уровня бедности. Пока лишь в Ульяновске и Златоусте Челябинской обл. школьники ездят бесплатно на городских автобусах. Необходимо расширять эту практику по всей стране. Как и делать полностью бесплатным проезд для пенсионеров, ветеранов, инвалидов, многодетных, малоимущих. Сейчас во многих регионах для этих категорий проезд льготный, людям приходится часть всё равно оплачивать самим. Надо начать вводить бесплатный проезд с нескольких категорий и постепенно распространять на всё население страны, если государство действительно собирается решать проблему с бедностью в стране. 

   
   

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также: