Почему в эпоху интернета у учителей всё больше бумажной работы?

Современная московская школа. © / АГН Москва

Власти регулярно отчитываются о том, насколько успешно идёт процесс цифровизации в стране.

   
   

Но во многих местах врачи, учителя, госслужащие вынуждены вести бумажные документы и заполнять всевозможные отчёты. Почему же цифровые возможности не принесли облегчения в труде?

Елена Кравчук, учитель истории и обществознания, Московская обл.:

- Отказаться от части бумажной работы учителя в обозримом будущем не смогут. К примеру, у нас в школе часто отключается интернет, а из-за этого не работает школьный портал, который стал основным инструментом в работе. Поэтому по старинке приходится ходить на уроки со своим ежедневником, а затем переносить записи в электронный журнал.
Рисунок АиФ/ Андрей Дорофеев

С началом учебного года меня ждёт целый вал бумажной работы. Мы распечатываем и подписываем у родителей всевозможные анкеты и согласия – например, разрешение на труд, чтобы ребёнок мог убираться в классе или отмыть за собой парту. Далее – составление социальных паспортов класса: сколько родителей с образованием и с каким именно, какие бытовые условия у ученика. Психологу нужны разрешения на тестирование ребёнка – плюс ещё одна пачка анкет для родителей. В итоге копятся тонны папок и прочей макулатуры, которыми забиваются шкафы.

Мы погрязли не только в бумажной, но и в цифровой бюрократии. Новые отчёты сыплются как из рога изобилия: отчёт о творческих конкурсах и олимпиадах, всевозможные акции, флешмобы, в которых мы обязаны участвовать и непременно сообщить, сделали ли фотографии, посадили ли дерево, разместили ли у себя на страничке в сети и сколько лайков набрали. Вот и думаешь, какая новая мысль посетит чиновников от образования в этот раз и что ещё они захотят спросить у меня или у родителей? Увы, они не видят всего этого объёма работы и той реальной жизни, которой сейчас живёт школа. 

Места для творчества учителю почти не остаётся, а ведь цифровизация в образовательном процессе действительно даёт учителю большие возможности и расширяет границы. Я постоянно использую в работе интерактивную доску, с её помощью можно сделать урок более увлекательным. Благодаря цифровым сервисам могу познакомиться с наработками других учителей и применить потом в своей работе, заодно поделиться своим опытом. За этим – будущее. Но нужны ещё и хорошее оснащение классов, бесперебойная работа всего оборудования, чтобы школьные СанПиНы соблюдались не на бумаге, а в реальности. Вот тут формализма быть не должно. Но для начала избавьте учителя от работы по проставлению всевозможных галочек.

   
   

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции