Владимир Путин заявил, что знания должны вновь стать одной из главных ценностей общества.
Но как этого добиться? Президент Российской академии наук, выступая на недавнем форуме «Молодёжь и наука» в Нижнем Новгороде, раскритиковал уровень знаний нынешних выпускников вузов. Так где слабое звено, которое срочно надо исправлять?
Александр Сергеев, академик, президент РАН:
В СССР система была выстроена так, что движение молодого человека по траектории карьерного роста, приводящей его в науку, было почти автоматическим: если ты встал на неё, то и в университете, и в аспирантуре, и потом в научных институтах тебе будет зелёный свет. Но теперь у нас иная социально-экономическая формация. И прикладывать усилия для формирования этой траектории надо уже в школе.
А там мы видим целый ряд проблем. Преподаватели университетов говорят: посмотрите, кто к нам из школы приходит. Им, извините, таблицу умножения надо учить, а не глубинами науки овладевать. Потому и качество подготовки студентов на выходе из университетов не улучшается, а даже падает. Мы были свидетелями этого процесса в 90-е и нулевые годы и связывали его с тем беспорядком, который тогда царил в стране. Теперь задача – повышать качество студентов.
Конечно, нужно поднимать статус учителя, от него зависит многое. Работа с учителями должна быть заботой и университетов, и Академии наук. Ещё момент. Сейчас в школах нет никакой идеологии, а ведь она должна строиться на тех ценностях, которые нас объединяют. Страна у нас большая, многонациональная. Мне кажется, на современном этапе, когда государства соревнуются за лидерство в технологиях, такой объединительной ценностью должна стать наука. Потому хочется, чтобы в школах учащимся об этом рассказывали, внедряли ценность науки.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции