Почему у учителей оклад ниже МРОТ?

По данным Минпросвещения, у 76% школьных учителей оклады меньше ­12–13 тыс. руб.

   
   

Министерство обещает с нового учебного года внедрить новую систему оплаты труда школьных учителей. Но пока только в шести пилотных регионах. А сколько ждать остальным?

Людмила Дудова, председатель координационного совета Ассоциации учителей литературы и русского языка:

- Да, есть у педагогов оклады меньше 12 тыс. И люди за эти деньги согласны работать. Откуда такая несправедливость? Дело в том, что зар­плата учителей устанавливается регионами, и разница в оплате одной и той же ставки может отличаться в разы. Наши учителя, воспитатели, в каком бы регионе ни жили, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт. Это закон для всей страны. Почему же тогда финансирование оплаты труда ведётся на уровне конкретных регионов?

Ставка учителя – это 18 часов. При таких окладах учителя вынуждены брать и по 36 часов в неделю, по 6 уроков в день. А к ним ещё надо подготовиться. И эти часы никак не оплачиваются. Хорошо, что благодаря указу президента учителя стали получать 5 тыс. за классное руководство. Но этого увеличения недостаточно.

Национальная система учительского роста, задуманная как раз для того, чтобы учителя могли повышать уровень профессионализма и, соответственно, получать более высокую зарплату, как мне пишут педагоги, в отдельных регионах превращается в издевательство. Учителя отказываются идти на аттестацию, потому что они всё равно остаются на прежних разрядах, а значит, с низкой зар­платой.

По этой же причине молодёжь не идёт в школу. А если приходит, то быстро сбегает в репетиторы – там заработаешь больше, а проблем меньше. Посмотрите, как в последние годы вырос рынок репетиторства! 

   
   
АиФ/ Рисунок А. Дорофеева

Увеличение квот на подготовку педагогических кадров в университетах, которые каждый год предоставляет правительство, – это замечательно. Но молодые педагоги, повторюсь, не задерживаются в школе. Потому что, с одной стороны, там бюрократизация невозможная, с другой – зар­платы низкие. Получается, что государство само создаёт такие условия, при которых профессионалы не могут выжить на зар­плату учителя и вынуждены тратить время и силы на част­ные уроки – часто в ущерб преподаванию в школе.

Молодые специалисты, которые так нужны сегодня в школе, не приходят ещё и по другой причине. Средний возраст учителей сегодня – 53–55+. Это те, кто уже выработал педагогическую пенсию. Но они на неё не уходят, потому что выжить на эти суммы невозможно. А если ставки заняты, то куда приходить молодым учителям? Может, одну для молодого педагога и найдут. Но на неё, как я уже объясняла, не прожить. Вот и получается замкнутый круг, по которому ходят и власти, и педагоги. А проблема так и не решается.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции