Герман Садулаев, писатель:
— Знаменитый композитор Раймонд Паулс выступал на юбилее латвийского города Лудза. Говорил по-латышски, но ввернул в речь несколько фраз по-русски, какой-то анекдот из жизни. Бдительный латыш написал донос в специально созданный для сбора доносов центр государственного языка. Этот самый центр сбора доносов уже оштрафовал мэра Риги Нила Ушакова за использование русского языка в социальных сетях. Ведь государственный язык в Латвии один — латышский, хотя более трети населения русскоязычные. Русский язык, конечно, не запрещён. По-русски разрешается говорить дома, при закрытых дверях, когда никто не слышит. Писать письма в запечатанных конвертах. Можно ещё думать по-русски и видеть по-русски сны.
Кому мешает русский язык? Это вопрос риторический. Конечно же, русский язык мешает в первую очередь антироссийской и русофобской пропаганде, на которой строят свою идеологию и даже идентичность некоторые соседние государства. Через русский язык человек получает доступ не только к величайшей сокровищнице русской культуры и русской литературы, но и к актуальной информации и аналитике происходящих событий. И дело не в том, что все русскоязычные оказываются «жертвами путинской пропаганды», как это пытаются представить на Западе. В это может поверить только тот, кто сам не умеет читать и понимать по-русски.
Все русскоязычные и русскопонимающие знают: на русском языке существует огромный выбор культурных и информационных ресурсов, представляющих широчайший спектр взглядов и мнений, — от «Эха Москвы» до «Царьград-ТВ». Это всё — русский язык. Но пропагандистам-русофобам надо отрезать людей от многообразия мнений и внедрить в массовое сознание одну чёрно-белую картинку, где бурятские казаки на пьяных медведях собираются у прибалтийских границ, чтобы напасть на Европу. Вам смешно, потому что вы понимаете по-русски, а если то же самое перевести на латышский, то становится страшно.
Почему с русским языком воюют в Балтии — понятно. С русскими уже ничего не поделаешь, так хотя бы своих граждан «спасти» от слишком богатой культуры и слишком широких взглядов русскоязычного мира. Но вот когда русский язык запрещают на Украине — это выглядит как тупое следование американским методичкам. Они что, действительно верят в то, что украинцы перестанут понимать русскую речь? Любой русский понимает всё, что говорится по-украински. И украинец понимает русского, сколько бы полонизмов ни впихивали в язык «реформаторы». Такова филологическая данность. Всё остальное — политика.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции