Почему мы не замечаем гибель нашего наследия?

15 апреля в Париже произошел пожар во всемирно известном соборе Нотр-Дам. Многие крупнейшие мировые компании объявили о намерении пожертвовать миллионы евро на реконструкцию памятника. Среди жертвователей оказались и российские компании. Конечно, проявление общечеловеческой солидарности очень важно. Но где же все они были, когда погибали памятники русской культуры?

   
   

В августе 2018 г. в Кондопоге сгорела деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, одно из самых высоких деревянных зданий в России. В 2015 г. в Ропше обрушилась колоннада бывшего императорского дворца, который находится под эгидой ЮНЕСКО. Сколько еще дворянских усадеб и старых церквей в России находятся в критическом состоянии, не счесть. Но к ним не выстраиваются очереди отечественных меценатов, готовых пожертвовать миллионы евро на рекострукцию. 

Мне кажется, что быть причастным к большой европейской культуре, не осознавая при этом причастность к культуре собственной страны, невозможно. Поэтому выражение солидарности или соболезнований по поводу утраты или повреждения памятников мировой культуры в сочетании с равнодушием при виде гибели памятников культуры собственной, которое мы наблюдаем ежедневно и повсеместно, вызывает у меня сомнение в искренности соболезнующих.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге (фотография 2009 года). Фото: Commons.wikimedia.org/ Happykg

Впрочем, Нотр-Дам — это известнейший мировой бренд, о нём знает любой образованный человек в России. А про церковь в Кондопоге многие наши соотечественники узнали только из сообщений о ее гибели. Многие образцы отечественной архитектуры вполне сравнимы по культурно-исторической ценности с всемирно известными архитектурными памятниками. Но рассказывают ли нам о них в прессе, по телевизору? Если и да, то очень мало. У нас нет большой государственной программы популяризации нашего культурного наследия. Поэтому и гибель наших памятников не находит такого отклика, как пожар в Нотр-Даме. Сопереживаешь, когда под угрозой что-то родное. Отечественное же культурное наследие порой существует параллельно жизни большинства соотечественников. 

Поэтому госпрограмма популяризации отечественного архитектурного наследия сейчас может быть даже важнее, чем сбор средств на сохранение или реставрацию наших памятников. Если изменится общественное мнение и государственный подход, неизбежно появятся и общественные инициативы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции