Министерство природных ресурсов Краснодарского края озвучило цифры: на расчистку 4 км рек в 2020 г. потрачено 40,6 млн руб.
Но почему это стоит так дорого? И удастся ли в таком случае привести реки России в порядок?
Леонид Ярмак, директор Научно-исследовательского института прикладной и экспериментальной экологии Кубанского ГАУ:
Высокая цена определяется большим объёмом изымаемого ила – с небольшого участка поднимают тысячи кубов грунта. Плюс сложная технология: водную артерию нужно пройти земснарядом, ликвидировать ненужные плотины, реконструировать водопропускные сооружения.
Мы с коллегами из Ростова-на-Дону пришли к выводу: чтобы разом очистить русла краевых рек, нужны десятки миллиардов рублей. А региону выделяется 100 млн. Но решать проблему надо!
На горных реках важно обеспечить свободную проточность и устойчивость берегов, которые размывают паводки. Это особенно актуально для устьевых участков – например, на Черноморском побережье многие населённые пункты расположены там, где реки впадают в море. Горные речки выносят большое количество гравийных накоплений. Эти своеобразные острова в устьях быстро зарастают деревьями и кустарниками, превращаясь в случае паводка в плотину. При этом крайне важно принимать во внимание особенности каждого водного объекта при застройке пойм рек – например, при недавнем паводке небольшая речка Шапсухо подтопила часть посёлка Лермонтово. Пойма в устьевой части там бессистемно застроена, каждое здание превратилось в своеобразную плотину, препятствующую пропуску паводка. Необходимо следить за застройкой в паводкоопасных местах, но у нас только недавно определился ответственный за это по закону орган – местные управления архитектуры и градостроительства. Если мы не возьмёмся за решение этих проблем, каждый сильный ливень будет оборачиваться новыми трагедиями.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.