Океан не всё стерпит?

Александр Городницкий. © / Коллаж АиФ

Александр Городницкий, геофизик, главный научный сотрудник Института океанологии РАН

   
   

Предела «терпению» океана человечество пока не знает. К счастью, морская вода благодаря своему химическому составу обладает свойством самоочищения. Например, чудовищное сливание неф­ти во время катастрофы на платформе BP в Мексиканском заливе, которое, казалось бы, должно было остановить Гольфстрим, океан переварил - прошла пара лет, и всё рассосалось.   

Накапливается ли в океане критическая масса смертоносных веществ? В целом - да. И не только из-за утечек на «Фукусиме». Ведущие страны не знают, как избавиться от отходов ядерной промышленности, в т. ч. и военной. И в итоге сбрасывают их в океан. Сливают отходы в открытом море и подводные лодки с атомными двигателями, и другие суда, на которых есть реакторы.

Хотя радиоактивное заражение считается наиболее вредным для мирового океана, сегодня гораздо опаснее другое (пластиковые банки, бутылки, коробки и пр.). Мусор этот кочует от одного континента к другому и собирается в огромные плавучие острова. Что с ним делать, неизвестно, потому что утилизировать его крайне трудно технологически, а океану с ним уже не справиться. 

У России же множество проблем не столько с океаном, сколько с прибрежными морями - в Арктике, на Балтике и Дальнем Востоке. Кальмары, осьминоги, мидии и другие моллюски активно впитывают радиоактивные вещества и ядовитую химию. Например, иприт, который до сих пор в большом количестве находится в бомбах и снарядах на дне Балтийского моря. Не зря не стихает дискуссия: а можно ли есть рыбу, выловленную на Балтике?               

Сейчас океан, мне кажется, почти на пределе. Рано или поздно критическая масса отходов может превозмочь его природные возможности, а пути обратно уже не будет. Так что не надо использовать океан как всемирную помойку. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

   
   

Читайте также: Тайны океана →