О почитании Божьей Матери

Казанская икона Божьей Матери. © / Commons.wikimedia.org

Юрий Белановский:    
   

Почитание Марии – матери Господа Иисуса Христа, именуемой Пресвятой Богородицей, настолько древнее, настолько массовое и настолько тесно связано с историей России, что для современного человека оно порой сливается с русской культурой и жизнью. Все это многообразие исторических событий, икон, картин, праздников, кинофильмов, фамилий, названий городов, улиц и даже промышленной продукции, так или иначе связанных с именем Божьей Матери, сделало эту тему обыденной. Это внешне обильное присутствие «богородичной темы» в нашей жизни создает иллюзию понятности и причастности, на самом же деле большинство людей не знают даже азов православного почитания Пресвятой Богородицы.

О Деве Марии

По преданиям, дошедшим к нам из глубокой древности, Мария была единственной дочерью Иоакима и Анны. Они жили в Палестине и принадлежали к израильскому народу. Эти благочестивые, как бы сейчас сказали, набожные, люди прожили до старости бездетными. На закате их жизни Бог послал Свое благословение их семье – даровал им девочку.

Для Библии это не редкость: люди с особым предназначением от Бога, те, от кого зависела судьба израильского народа или, что еще более важно, сохранение истинной веры в Бога, часто рождались именно от пожилых благочестивых людей. Вспомним хотя бы Исаака сына Авраама и Иоанна Предтечу. Вполне понятно, почему это так. С одной стороны, такие родители пронесли веру в Бога через всю свою жизнь и, умудренные житейским опытом, остыли ко многим соблазнам и страстям, они могли дать своим детям совершенно уникальное воспитание: чистое – и в нравственном, и в религиозном смысле, – и в то же время богатое навыками и умениями. С другой стороны понятно, что такие дети недолго будут окружены родительской заботой и попечением, они останутся без родителей быстрее, чем другие дети. Из Библии ясно, что такое «позднее» рождение – и есть свидетельство Бога об особом предназначении этих детей. Они те, кого Он призовет на особое служение, и поэтому Он Сам будет их единственной надеждой и опорой. Научившись с детства доверять Богу, как отцу и матери, видеть Его любовь и заботу, именно у Бога искать поддержки и помощи, эти дети смогут исполнить то, к чему они призваны. Так случилось и с Девой Марией.

О детстве Марии мы ничего достоверного не знаем. Но знаем точно, что жизнь Ее была столь непорочна, вера Богу столь велика, и желание послужить Богу столь сильным, что не нашлось на земле никого кроме Нее, кого бы Бог избрал для столь непостижимого служения – быть матерью Иисуса Сына Божьего.

Дева Мария с Младенцем и ангелами. Мелиоре ди Якопо, 1270—1280 годы. Фото: Public Domain

Евангелисты Лука и Матфей, авторы первого века, говорят нам, что будущая мать Спасителя жила в городе Назарет – Плестинской области Галилеи и была обручена благочестивому человеку по имени Иосиф. Именно там и произошло событие, положившее начало всей евангельской истории. Ангел Божий возвестил Марии, что Она обрела милость у Бога и Ей предстоит родить Сына: «Дух Святой сойдет на тебя, и Сила Всевышнего осенит тебя, ребенок, которого ты родишь, будет свят - Он будет зваться Сыном Бога». Важно, что ангел не просто озвучил «приказ свыше», –– он ждал ответа, и только получив его, удалился. Вот ответ Марии: «Я во власти Господа. Пусть все будет так, как ты сказал».

   
   

Через положенный срок Мария родила Иисуса и вскоре, скрываясь от преследований, переселилась с Иосифом и Младенцем в Египет, о чем достаточно подробно говорят те же евангелисты. После возвращения на родину Мария и Иосиф жили в Назарете, где воспитывали маленького Иисуса.

Кроме этого в Евангелиях сохранилось еще несколько упоминаний о Деве Марии. Одно из них описывает скромную деревенскую свадьбу, на которой Мария, обеспокоенная нехваткой вина, просит своего Сына помочь устроителям трапезы. В ответ на Ее прошение Иисус Христос творит свое первое всем известное чудо. Он превращает воду в прекрасное вино. Второе упоминание говорит о Марии, стоящей у креста, на котором распят Ее Сын. Третье –– о том, что после смерти и воскресения Христа Мария была вместе с Его учениками.

По преданию Пресвятая Богородица некоторое время жила с апостолом Иоанном Богословом в Ефесе, но незадолго до своей кончины вернулась в Иерусалим. Умерла Дева Мария около пятидесятого года нашей эры.

О почитании Пресвятой Богородицы

О Пресвятой Богородице христиане знают немного. Но даже те свидетельства, что нам оставили писатели первого века – евангелисты вполне достаточны, что бы понять и поверить в ее святость и в ее величие. Говоря кратко, без Девы Марии было бы невозможно христианство, без ее желания послужить Богу, а через это и людям, не родился бы Христос Спаситель.

Важно понимать, что дело не в подробности дошедших до нас сведений. Если бы христиане ничего не знали о Матери Иисуса, кроме того, что она была, и что звали ее Мария, то и этого знания было бы достаточно, чтобы восхищаться ей, чтобы воспевать ее, чтобы увидеть в Ее образе все, что за две тысячи лет увидела, услышала и распознала Церковь. Вера христиан во Христа, их любовь и доверие  к Нему не могут остаться равнодушными к той женщине, что стала Его Матерью. Иными словами, из любви к Богу и из знания евангельских событий возникло у христиан все почитание Божьей Матери, вся любовь к Ней, все их знание о Ней.

Деву Марию именуют Богоматерью, Матерью Божьей. Этим подчеркивается, что Она единокровна со своим Сыном. Как человек – Иисус истинный ее сын. Она не только выносила и родила Его, но кормила, заботилась о нем, воспитывала, сопереживала его радостям и печалям. Матерь Божья была свидетельницей проповеди своего Сына, Его гонений, смерти и воскресения. Она исполнила свое материнское служение во всей полноте, Она, как любая другая мать, знает все о домашних заботах, о беспокойстве за детей, об их воспитании. Эта, скажем так, человеческая сторона очень дорога христианам. Именно она легла в основу простого, чистосердечного, иногда даже по-детски наивного, но в то же время очень верного отношения к Матери Божьей: Она такая как мы, Она знает, что такое наша жизнь, что такое наши беды и радости, никто не сможет так молиться и просить о нас, никого так не услышит Господь, как Свою Маму.

Посещение Елизаветы. 1434—1435 годы. Жак Даре. Фото: Public Domain

Что значит Богородица?

Именно в именовании Девы Марии Богородицей, Матерью Божьей, сокрыта тайна Ее почитания христианами. Это достаточно трудный вопрос.

Вся сложность в том, что совершенно невозможно осмыслить как могла произойти тайна рождения Иисуса Христа Сына Божьего. Но христиане и не пытаются ответить на этот вопрос. С них достаточно факта, что это было, они уверены, что сын Марии не просто великий человек, он еще и сын Божий. Не в переносном смысле, не в каком-то общем, а в самом конкретном. Иисус – Бог и человек одновременно. Он неразделим, он един как личность, но в то же время Он, как говорят христиане, из двух природ божественной и человеческой. Есть древний образ раскаленного меча. Меч, впитавший в себя тепло, не стал огнем, а тепло не уничтожило металла, но раскаленный меч нельзя разделить на тепло и металл, он един: можно резать огнем и жечь железом.

Мария родила Христа, а значит можно, да и нужно сказать, что она родила Бога. А иначе христианство потеряло бы всякий смысл. Ведь Христу надлежало не только родиться, вырасти, предложить некоторое учение, пострадать и умереть. Христу надлежало, и об этом говорили пророчества, победить смерть –– воскреснуть и дать возможность верующим в него обрести жизнь вечную.

Евангелист Лука, пишущий Владимирскую икону Богородицы с позирующей ему Марии. До 1917 года.  Фото: Public Domain

Об иконах Богородицы

С первых веков своей истории христиане изображали Господа Иисуса Христа и Его Мать. Во всяком случае, сохранились изображения 4-го века. Со временем иконописная традиция развивалась и привела к тому, что появилось несколько сотен различных по своему сюжету и композиции изображений Божьей Матери.

В зависимости от места появления той или иной иконы или места ее пребывания, а так же в зависимости от сюжета иконы Божьей Матери получили свои названия, которые вполне могут разниться в разных странах. Так существуют наиболее почитаемые в России изображения: «Смоленская», «Владимирская», «Казанская», «Знамение», «Семистрельная», «Нечаянная радость» и множество других. Отсюда следует, что выражения типа «Смоленская Божья Матерь» или «Божья Матерь Казанская» не вполне корректны, надо понимать, что речь идет только о названиях икон. Поскольку молитвы христиан обращаются к Пресвятой Богородице, а икона служит лишь помощником в молитве, то так же некорректно сравнивать иконы по «силе», по «эффективности». Безусловно, некоторые иконы сыграли огромную роль в жизни нашей страны, например «Казанская», но все же слава и благодарение христиане воздают Богу, оставляя вопросы почитания и выбора икон на усмотрение каждого.

Важно понимать, что христиане не обожествляют икон. Христиане молятся перед ними, обращая свои слова к тому, кто на иконе изображен, в нашем случае речь о Пресвятой Богородице –– Матери Господа Иисуса Христа. В честь изображенных святых иконам воздают должное почитание, к ним благоговейно относятся.

«Оплакивание Христа», Пьетро Лоренцетти, фреска в церкви Сан-Франческо в Ассизи. 1310-1929 годы. Фото: Public Domain

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции