Нужны ли в школе замполиты?

Юрий Поляков. © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

В школах может появиться новая должность — замдиректора по воспитанию.

   
   

Справится ли российская школа с миссией, которую у неё отобрали много лет назад, — не только учить, но и воспитывать?

Юрий Поляков, писатель:

— Когда я учился, а потом недолго работал учителем-словесником, в школах было по два завуча — по учебной и воспитательной работе. Последний, как сейчас сказали бы, курировал пионерскую и комсомольскую организации.

А в 1990-е началось то, что я называю «асмоловщиной». Был такой первый замминистра образования Александр Асмолов, который всюду вещал, что школа никого не должна воспитывать, это — дело семьи. Но ведь очевидно, что семья и школа занимаются разным воспитанием. Патриот и социально ответственный гражданин формируется прежде всего в образовательном учреждении. С семьёй дело сложнее. У самого Асмолова отец был главным старшиной кормового орудия крейсера. А сын так и не понял простой вещи: хочешь развалить государство, убери воспитание из школы. Впрочем, нас как раз в ту пору и разваливали.

Рисунок АиФ/ А. Дрофеев

Наконец наша власть вспомнила о школьном воспитании. Это вдохновляет. Однако школьное воспитание без государственной идеологии — это как половое просвещение без детородных органов. Конституция не велит? А может быть, этот реликт либерального законотворчества четвертьвековой давности пора сдать на хранение в Ельцин-центр? Кстати, в своё время Борису Николаевичу предложили сохранить пионерскую организацию, присвоив ей имя Юрия Гагарина. Он загорелся, но потом остыл. Сейчас пора задуматься о возрождении своих массовых детских и юношеских организаций. Без них школьное воспитание, социализация и патриотическое ориентирование юных душ затруднительны.

Есть ли у современного школьного учителя время и силы на воспитательную работу? Нет. Когда я в 1985 г. писал мою повесть «Работа над ошибками», то ехидно иронизировал над тем, сколько писанины навалили на бедных советских учителей. Наивный я, наивный! Да по сравнению с тем, сколько разной муры приходится писать сегодня, учитель времён моей молодости был свободен, как ветер в тундре! Сегодня — и не только в школе — отчёт об использованной скрепке тянет на канцелярскую эпопею. Отписка по самому скромному гранту ныне обширнее техдокументации космического корабля. Искусственный вал отчётов — умелый повод для увеличения чиновного поголовья, весьма прожорливого. С этим пора заканчивать, а вот с разворачиванием идеологически акцентированной воспитательной работы в школе следует торопиться. Иначе, как говорил вождь, нас сомнут...

   
   

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции