Нужна ли школам профподготовка?

Александр Самков. © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

В Коми возродят профессиональную подготовку старшеклассников. Об этом заявил врио главы региона Владимир Уйба.

   
   

С этого учебного года в 14 районах республики ученики 9–10-х классов будут получать образование по 15 профессиям.

Александр Самков, заслуженный изобретатель РФ, кандидат технических наук:

Я убеждён, что профподготовка в школах должна заключаться не в том, чтобы растить из детей будущих поваров, токарей и электриков, а в том, чтобы готовить их к реальной жизни. Система проф­ориентации, увы, не способствует развитию лично­сти. Наоборот, она ведёт к социальному расслоению, разделению на «победителей» и «проигравших», как это, к сожалению, происходит и в жизни взрослых. А нужно давать детям равные шансы – всем без исключения.

Сейчас нам необходима прин­ципиально новая система подготовки школьников к взрослой жизни. Я бы условно назвал эту программу так – «Формирование условий для счастливого будущего детей и родителей». 

Время специализированных профессий ушло. Они будут не нужны в будущем: как бы это ни расстраивало кого-то, но значительную часть труда возьмут на себя машинные алгоритмы, роботы и искусственный интеллект. Чему же тогда учить детей в рамках новой программы? Главное – не бояться делать ошибки, постоянно рисковать, но при этом беречь свои мечты. Их надо учить самостоятельности, терпению и упорству. Учить думать и стремиться к новому. Детям надо объяснять, что в реальной жизни всё переменчиво и нет ничего постоянного: врач может стать главой региона (как произошло с тем же Владимиром Уйбой), а сами они, когда вырастут, возможно, будут менять профессии не один раз.

И последнее, не менее важное, – это финансовая грамотность. Сегодня каждому необходимо знать основы финансово-кредитной системы, сбережений и инвестирования. Школьники должны иметь представление о ценности денег, бюджете семьи и затратах на ипотеку, разбираться в том, что такое импорт, экспорт, ВВП, курсы валют и биржа.

   
   

Всему этому надо учить в рамках школьной программы, независимо от того, какую профессию получит человек в будущем.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции