Новое Лукоморье. Правильно ли мы понимаем Россию?

Вячеслав Костиков © / АиФ

Такое впечатление, что россияне живут не в современном государстве, а в каком-то сказочном Лукоморье, так красочно описанном А. С. Пушкиным в поэме «Руслан и Людмила». И слушают они не свой здравый смысл, не социологов и не экономистов, а каких-то «котов», которые ходят по золотой цепи вокруг дуба и рассказывают всем свои сказки…

   
   

Посудите сами: мы каждый день получаем известия о негативных переменах в нашей жизни, а россияне, когда их спрашивают о самочувствии, говорят: «Всё нормально» - и лучатся верой в светлое будущее. А между тем дела в стране приглашают к серьёзному анализу того, что у нас происходит.

Вот лишь небольшая (и не самая жёсткая) выборка из последних сообщений. Падение ВВП в последние месяцы ускорилось почти до 5%, и прогнозы на ближайшие годы не внушают оптимизма. Падение в лучшем случае замедлится, но не прекратится. И это, конечно же, скажется на социальной сфере. Мы и сегодня не в передовиках по уровню социального развития: плетёмся где-то на 70-х местах.

В тени бедности

Что это означает на бытовом уровне? Это означает, что мы серьёзно отстаём от развитых стран в образовании, медицине, в продолжительности жизни, в оснащённости наших жилых районов детскими садами,  инфраструктурой культуры и отдыха. Исключение, пожалуй, составляют Москва и Петербург. Но это происходит потому, что обе столицы, как гигант­ский пылесос, всасывают в себя ресурсы со всей России. Ни для кого не секрет, что те, кому удаётся хорошо заработать на периферии, стремятся перебраться в Москву и активно скупают недвижимость даже в Подмосковье. В последние десятилетия главной социальной задачей власти было преодоление бедности, оставшейся в наследство от СССР и «переходного периода» от социализма к капитализму. При ценах на нефть 80-100 долл. за баррель эта проблема решалась. Но как оказалось, временно. Как только цены на энергоносители упали, социальная корзина начала быстро пустеть. Перемен «не заметил» лишь тот  узкий слой («страшно далёкий от народа», если вспомнить слова Ленина), доходы которого в сотни, а то и в тысячи раз превосходят средний уровень.

Коллаж АиФ/ Андрей Дорофеев

Сегодня уже более 60% россиян говорят, что им приходится экономить на еде. И прежде всего на тех продуктах, которые обеспечивают здоровый образ жизни: на мясе, рыбе, фруктах и овощах. На глазах пустеют торговые центры, которые ещё несколько лет назад кипели жизнью. Усыхают туристические потоки. Даже внутри страны для многих семей отдыхать накладно из-за дороговизны билетов. К тому же дешёвые путёвки в дома отдыха и санатории спешно раскупили приближённые к окнам раздачи чиновники. В условиях растущей дороговизны и роста тарифов на ЖКХ в категорию бедных попадают не только пенсионеры, но и работающие, особенно в семьях с двумя-тремя детьми.

Но самое прискорбное то, что сам российский бизнес (если он не «прикреплён» к бюджету) не верит в ближайшие экономические перспективы. Люди не хотят вкладываться и либо держат деньги на депозитах, либо покупают недвижимость. Такова реальность. А что же в народном воображении?

И что же?

Вот результаты последнего опроса социологов из ВЦИОМа по поводу работы правитель­ства. Народ ставит министрам твёрдую четвёрку. Более того, несмотря на почти 40%-ную усушку покупательной способности рубля,  оценка с прошлого года даже улучшилась. Высоким остаётся и уровень доверия. На вопрос, верите ли вы в то, что правительство России в ближайшее время добьётся изменений к лучшему, народ  чуть ли не хором (почти 50%) отвечает: «Верим». Но что интересно: на вопрос, а были ли у правительства за последний год какие-то неудачи, тот же народный хор отвечает: да, были. И указывает на них: рост цен, падение рубля, сокращение производства и как следствие - рост безработицы. Но корить правительство за эти неудачи народ как-то стесняется. Всё ждёт у своего Лукоморья какого-то чуда. Вот выйдут из вод тридцать витязей прекрасных во главе с дядькой морским - и всё устроится.    
   

Но, заказывая те или иные социологические опросы с намерением узнать «мнение народа», власть сама начинает опираться на эмоционально искажённую реальность. И принимать на основе этих народных эмоций свои решения. Вот и получается, что мы живём в каком-то воображаемом Лукоморье, где вроде бы и «русский дух и Русью пахнет», и «ступа с Бабою-ягой», и Центробанк «над златом чахнет». Только для страны было бы много полезнее, если бы мы (и власть, и народ)  жили бы не там, где «лес и дол видений полны», а в реальной России, понимая все её достоинства и все недостатки.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции