Не переполняйте чашу зла… Сможет ли Россия стать добрее?

Вячеслав Костиков © / АиФ

На стороне «Исламского государства»* воюет более 20 тыс. иностранцев. Среди них есть и выходцы из России. Говорят, что более полутора тысяч. Да, большинство из них - из российского мусульманского мира. Но есть и настоящие Маши и Даши, выросшие в ауре русской культуры, под звёздами православного мира, получившие образование по канонам рус­ско-советской школы. Что потянуло их в этот чужой и непредсказуемый для человека нашей культуры мир? Что оттолкнуло от нашей среды? И что особенно важно понять: почему среди них большинство - девушки?

   
   

Конечно, для людей, которые будут расследовать казус Вари Карауловой (следователи, психологи, учителя, политики), важно будет найти ответ на вопрос, по какой цепочке отношений прошла Варя, прежде чем приняла столь сложное для себя, семьи и друзей решение. Был ли со стороны лиц, оказавших на неё влияние, некий преступный умысел? Или доверчивая, не окрепшая в своих убеждениях и вере душа сама искала выход для своих желаний и разочарований? Двигалась ли Варя к своему решению годами или на впечатлительную душу повлияли какие-то эмоциональные события в её семейном или дружеском окружении?

Чужие соблазны

Ответить на эти вопросы, конечно, важно. Важно потому, что мы, русские, живём рядом с очень активным и быстро расширяющимся мусульманским миром. И там есть реакционное направление, тот же ИГИЛ. Они действуют напористо, изощрённо, проникая в наши дома и души с помощью не только расчётливой проповеди, но и Интернета, социальных связей. И нам нужно защитить своих детей от возможных посягательств на их сердца, души и даже жизнь. Это одна, так сказать, прагматичная сторона дела.

Фото: Коллаж АиФ/ Андрей Дорофеев

Но есть и другие - более сложные и тонкие аспекты, вытекающие из казуса Вари. И эти аспекты связаны не с соблазнами и таинствами мусульманского мира, порой воспринимаемого молодёжью в красках «Шахерезады» и «Тысячи и одной ночи». Не всё можно объяснить и возрастной ломкой сознания и характера молодых людей, которые так хорошо известны и родителям, и учителям.

Бегство от «русского мира» связано и с изъянами самого этого мира. Особенно с теми советскими «поправками», которые были внесены в русский мир в ходе коммунистических экспериментов над русской душой и характером в ХХ веке. Этот новорусский мир ещё более изменился за последние годы, когда стал насаждаться конъюнктурный псевдо­патриотизм, приобретающий порой карикатурный облик.

В плену инквизиции

Жестокость, нетерпимость и враждебность этого мира ко всему, что не укладывается в примитивизированный патриотический канон, очень наглядно проявились в ходе обсуждения казуса Вари Карауловой в Интернете. Значительная часть блогеров, не успев ни в чём разобраться, не только начала требовать её ареста, суда, строгого наказания и исключения из университета, но и настаивала на том, что к ответственности нужно привлечь и родителей, и декана факультета, «допустившего серьёзные изъяны в воспитании студентов». Варю немедленно причислили к предателям и пособникам террористов. Мнения, в которых присутствовали нотки жалости или стремление разобраться в происшедшем, были в явном меньшинстве.

Общественная реакция на казус Вари очень явственно выявляет не изжитую до сих пор репрессивную составляющую нашего советского менталитета. Несмотря на то что со времени доклада Н. Хрущёва на ХХ съезде КПСС, осудившего практику большевистского насилия и сталинских жестокостей, прошло больше полувека, внедрённые в русскую душу гены озлобленности на весь мир и нетерпимости даже к ближнему всё ещё ожесточают наши сердца. Вот и опять чаша зла оказалась полнее, чем чаша добра и прощения. Нам всё ещё хочется кого-то покарать, изгнать, назвать отщепенцем, заклеймить врагом народа.

   
   

Темы неизжитого зла и мести постоянно звучат не только в выступлениях наших политиков, депутатов, правоохранителей и представителей церкви, но и в суждениях рядовых граждан. Словно бы мы ещё пребываем в плену кровавой романтики революционных лет:

«Россия, Россия, Россия,
Безумствуй, сжигая меня!»
(А. Белый)

* * *

К счастью, в случае с Варей Карауловой у заряженной было гильотины произошёл сбой. Словно после встречи В. Путина с Папой Римским посланный вслед добрый ангел, пролетая над Москвой, послал власти какой-то сигнал. Может, сама власть без участия ангелов осознала вдруг, что чаша зла опасно переполнилась и вот-вот опрокинется на наши русские улицы, селенья и души. Так или иначе, но… следователи «вдруг» сделали шаг назад. Вместо следственного изолятора (как предполагалось изначально) Варю отпустили домой, к родителям. Звучавшая ранее в заявлениях представителей МВД угроза возбуждения уголовного дела повисла в воздухе и… как бы растворилась. Появились и другие знаки: на философском факультете МГУ, где Варя училась до побега в Сирию, вместо угрозы отчисления пообещали рассмотреть возможность допустить её к сессии и оставить в студентах.

Конечно, пока ситуация находится в подвешенном состоянии. Ветер может перемениться. Вестников добра всё ещё могут вспугнуть. Но очень хочется верить, что история Вари Карауловой завершится миром, прощением, а не костром инквизиции. Хотелось бы, чтобы такой исход послужил не только смягчению наших ожесточённых сердец, но и улучшению русского мира.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


*Деятельность организации запрещена на территории РФ