Юрий Вяземский, телеведущий, профессор, завкафедрой МГИМО:
— Регулярно звучат и предложения изъять из школьной программы романы Достоевского, Толстого, Булгакова как «травмирующие психику ребёнка».
Я просто впал в ступор от такого идиотизма! Может, это такая хитрая реклама? Ведь когда ребёнку что-то запрещают, он старается найти и прочесть это в Интернете. А может, это проделки американского Госдепа, который никак не может остановиться и вводит новые санкции? Начитается русский человек Есенина и поедет воевать в Сирию. Как говорит в таких случаях президент Путин: «Ну, чушь собачья».
Маркировка 18+ — рекомендованный возраст. Конечно, любое художественное произведение может травмировать детскую психику. У Достоевского нет мата, но есть насилие, у Маяковского можно встретить нецензурные слова. Но произведения Толстого, Достоевского, Булгакова, Есенина, Пушкина и других классиков важны тем, что в них затронуты глубинные проблемы.
Исходя из этой логики, я бы прежде всего запретил продажу книг Пушкина — у раннего Александра Сергеевича есть очень неприличные стихи. Всё это напоминает мне рассуждения основателя фашистского мышления — философа, мистика и литератора Платона. У него есть такие «страшные» сочинения, как «Государство» и «Законы». Там утверждается, что для того, чтобы правильно воспитывать молодёжь, нужно произведения великого поэта (а в то время великим был Гомер) «почистить и стерилизовать». То, где он даёт воспитательный пример, надо читать, а то, что плохо влияет на молодёжь, читать не надо. Поэтому я рекомендую сильно «почистить» Пушкина.
Но если говорить серьёзно, то людей, которые придумывают такие законы, я бы всё-таки показывал народу. Русский народ, безусловно, великий. Какие у нас есть умы! Но и более крупных дураков, чем у нас, похоже, тоже нет в природе. Мы люди крайностей.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Зарекаться делать или зарекаться не делать – как правильно? →
- Поначалу или по началу – как правильно? →
- Ё или Е — как правильно? →