Юрий Белановский: Мой патриарх Алексий

Патриарх Алексий II. © / www.russianlook.com

Юрий Белановский:    
   

Опыт неофита

Патриарх Алексий II появился в моей жизни внезапно, вместе с той верой и церковной жизнью, что я когда-то обрёл. До него для меня патриархов не существовало. Как-то так совпало. Другие патриархи и даже Пимен были почти что героями былин, типа Ильи Муромца. Алексий стал первым и сразу настоящим. Я имею в виду, что узнал о нём и признал его не просто как факт, как мы признаём каких-нибудь президентов других стран, а как главу Русской церкви, моей церкви. Признал его как епископа (в глубоком церковном смысле), как духовного пастыря (или лидера), о ком я молился, которому доверял. Однако всерьёз я смог понять, кто такой патриарх Алексий, лишь проработав в церковной организации более 10 лет.

Пока я был простым прихожанином одного из московских храмов, патриарх был всё же неким символом, иконой, таким заоблачным человеком в золотых одеждах, что, правда, не мешало ощущать указанную выше настоящесть и значимость. Я даже пару раз был на его богослужениях, но ничего не видел и почти не слышал. Народу море, давка.

Основное моё внимание в ту пору было обращено, конечно, не на предстоятеля, а на азы православия, на молитву, на богослужение, на изучение вероучения, на отношения со священниками и т. д. В период воцерковления другой патриарх и не нужен. Была ясная уверенность и ощущение в принадлежности к церкви, которую возглавляет главный епископ как личность, как персона.

Патриарх Алексий II. Фото: www.russianlook.com

Опыт церковного работника

Совершенно другое отношение к патриарху появилось, когда я стал работать в церковной организации при Даниловом монастыре, где стоит одна из резиденций святейшего.

Патриарх стал мне более близок. Не только по разговорам, хотя понятно, что в патриаршем монастыре его имя чаще вспоминают и упоминают. Близок иначе. Из духового наставника или лидера патриарх превратился в руководителя, как бы сейчас сказали, в менеджера. Когда что-то делаешь в системе отношений, то по особому воспринимаешь начальство, пусть и самое высокое. Из иконы он стал человеком. Не в смысле, что «солнце» померкло от «сплетен», а просто из-за отношений окружающих. Об Алексии говорили с почтением, но как о живом, как из плоти и крови. И по чужим словам и по тому, что я видел сам, мне стали видны и мудрость патриарха и его ошибки, и интуиция и просчёты, и величие и простые чувства.

Я говорю об очень предметных и понятных вещах. Трудно судить о ком-то, пока вместе с ним и на него не работаешь. Со временем начинаешь профессионально относиться к своему служению, к своей работе, лучше разбираться в своей теме. Для меня — в миссионерстве, катехизации, воскресных школах, волонтёрском служении. И уже через эту призму видишь не только свою делянку, но и коллег, и город, и епархию. Если к делу подходишь неформально, то начинаешь понимать, как и что строится, как организовано управление, чувствуешь и вертикаль, и горизонтальные связи. Видишь ответственность руководства, обеспечение ресурсами, видишь отношение подчинённых. Всё это складывается в единую картину, на которой есть место и лику предстоятеля.

   
   
Патриарх Алексий II во время прибытия иконы Тихвинской Божьей матери в Тихвине, Ленинградская область. Фото: www.russianlook.com

Взгляд сегодня

Для меня сейчас очевидно, что, будучи одним из самых образованных, культурных и воспитанных архиереев Русской церкви, патриарх Алексий II всё равно оставался советским человеком и даже чиновником. Будучи своего рода управленцем с огромным стажем и опытом, будучи своего рода идеологом взаимоотношений церкви и власти, Алексий поначалу не имел никакого опыта в свободной организации церковной внутренней и внешней жизни.

Как бы к этому ни относиться, но всё же Церковь, особенно в высших своих эшелонах, была чуть ли не придатком советского государства. Я говорю это без тени осуждения или критики. Именно такие глубокие отношения иерархов и власти, по моему мнению, смогли обеспечить достаточную свободу священников и верующих на местах. Проповедуя «советский строй» и «антиамериканизм», борясь с «антисоветчиной», воспевая дифирамбы советской власти, иерархи давали возможность сохранить в церкви среди людей главное — веру во Христа и Евхаристию. Но именно эта долголетняя включённость не могла не войти в образ жизни и не повлиять на модель церковного возрождения, где вполне вторичное значение приобрело всё, чего не было при Советах.

Понятно, что патриарх Алексий не умел и не знал, как работать в таких областях, как активная проповедь, миссионерство, катехизация, воспитание народа, воскресные школы и т. д. Церковное возрождение больше шло в сторону строительства инфраструктуры — храмов и семинарий. Предстоятель искренне радовался их количеству, невзирая на превращение священников в прорабов и на то, что эти начальные семинарии больше походили на казармы с бесплатной рабочей силой. Думаю, в любом случае, Русская церковь должна была этот этап пройти. Уверен, при патриархе Алексии она прошла его достаточно позитивно.

Мудрость патриарха

В некотором роде патриарх Алексий возглавил Церковь в стадии «около нуля». Наша Церковь долгое время называлась на Западе «Церковью в беде», «Церковью молчащей».

Предстоятель, по очевидной логике, должен был православие популяризировать не только проповедью, но и личным примером. Именно на патриарха было обращено колоссальное внимание.

Алексий, видимо, чувствовал и понимал, что в той ситуации ему не до «небожительства», он должен был быть с народом. Он был обязан общаться со всеми, отвечать на любые вопросы, иметь постоянную адекватность и трезвость. И с его стороны не было сытости и отрицания, любой вопрос или недоумение необходимо было решать по любви и ради миссии.

Я думаю, что особая заслуга патриарха Алексия в том, что именно благодаря своему советскому прошлому он, по всей видимости, с опаской смотрел на государство, сторонился тесных отношений, не рвался черпать ресурсы от властей. Алексий был сторонником естественного роста и развития православия.

Как я вижу сейчас, для возрождения и развития церковной жизни предстоятель опирался на тех, кто проявит инициативу. В рамках определённого дела он давал столько свободы, сколько могли унести. Только вот денег не давал и не мог давать. Если кто-то из знаемых или с хорошей рекомендацией хотел заниматься какой-то работой — всё одобрялось. С радостью предоставлялась поддержка авторитетом и разными наградами.

Известно, что патриарх Алексий был заядлый и опытный грибник. Если обратиться к такой аналогии, то я бы дело представил так. Предстоятель принял в руководство почти выжженную поляну, где большей частью росли благородные испытанные непогодой грибы. Он не был сторонником «рубить лес», чтоб «щепки летели». Алексий стал не спеша осваиваться: подвёл воду, где надо — забор поставил, насадил кустарник, где-то вырвал сорняки и… ждал, где и какой гриб вырастет, где привьётся какая-нибудь грибница. Патриарха не смущало, что подосиновик рос рядом с волнушкой, и оба — недалеко от любимых им рыжиков. Он не ставил задачей разбить поляну на участки, чтобы белые росли отдельно, сыроежки отдельно, а над каждой делянкой хозяйничал лесник. Скорее, его лесники обходили всё, ища пригодное. Алексий, может быть, понимал, может, чувствовал, что инициатива дорого стоит и требует бережного доверительного отношения. Грибницы, что старые, что молодые, рушить нельзя. Патриарху, видимо, нравилось наблюдать лес в многообразии и разноцветии. Конечно, среди лесников были и хищники, а среди грибов — лжехорошие. Но это, как говорится, издержки.

Про добрые итоги

Патриарх Алексий II правил Русской церковью в переходный период, правил все те годы, что Россия формировалась как самостоятельная страна и изживала советское наследие.

Патриарх Алексий возглавил восстановление и строительство храмов и монастырей, духовных и воскресных школ, воссоздание храма Христа Спасителя. Под его руководством Русская церковь в 2000 году осудила кровавый режим большевиков и прославила подвиг новомучеников. Предстоятель возглавил соединение Русской церкви Московского Патриархата и Русской церкви за рубежом, которые были разделены после Октябрьской революции.

Патриарх Алексий II. Фото: www.russianlook.com

С уходом патриарха Алексия можно сказать, что для Церкви закончился переходный период от тоталитарной коммунистической власти к современной России. Православие встало на ноги, окрепло, обрело инфраструктуру, смогло осмыслить и настроить не только своё внутреннее положение, но и внешнее: и по отношению к обществу, и по отношению к государству (и отдельным его институтам), и по отношению к зарубежью и иным церквям. Ныне — время патриарха Кирилла.

Цитаты

В заключение приведу некоторые высказывания патриарха Алексия, чтобы хоть чуточку дать почувствовать, что он был за человек.

1. «Действительно, смятение в душах людей — это беда нынешнего общества. Но давайте вдумаемся: разве не мы виноваты в том, что произошло? Каждый из нас, за исключением очень немногих, был причастен к царству лжи и насилия, к новому Вавилону, построенному на ложной утопической идее «земного рая» и на человеческих костях. Сегодня Господь посылает нам заслуженную кару — кару за злодеяния наших отцов и за наши собственные грехи, кару за наше молчание, за то, что мы никак не противостояли вакханалии зла. Нам надо глубоко и беспристрастно осознать вину нации и нашу личную вину. Но этого мало, ибо само по себе чувство вины способно привести лишь к отчаянию. Нужно покаяние, которое стало бы началом новой жизни. Если человек чувствует себя только «бывшим», то это пагубное, греховное чувство. Какая бы моральная тяжесть ни угнетала нас, Господь всегда даёт нам шанс духовно очиститься и начать созидать себя заново под Его руководством, в лоне Церкви Его».

2. Был такой случай: «Гражданка Украины после прерывания беременности искусственным путём во время своего нахождения на территории эмирата Шарджа оказалась в арабской тюрьме. Если бы её осудили согласно местным законам, то наказание могло стать очень суровым — в тех краях аборт приравнивается к убийству ребёнка. Что, по сути своей, таковым, увы, и является. Православная, между прочим, женщина, и вот надо же — так поступила… Ко мне с письмом обратился её отец — помогите, мол, на Вас вся надежда… Что делать? Пришлось писать челобитную правителю Шарджи — султану бен Муххамеду аль-Касеми. Спасибо ему — он оказался человеком просвещённым, уважающим, как выяснилось, не только свою, но и веру других людей. Отнёсся к моей просьбе с пониманием. Молодую женщину помиловали прямо в зале суда и отпустили домой. Можно представить себе радость её родных и близких, и особенно, конечно, отца. Главное, чтобы не грешили больше так страшно. Аборт — это же действительно убийство!..»

3. «Идеально рыжики собирать в сухую погоду и не мыть. Но грибы чаще всего бывают в песке, поэтому сполоснуть холодной водой придётся, потом пусть она вся стечёт, по возможности. А вот если рыжики со мха, то тогда их можно не мыть, обтереть чистой тряпочкой и всё. Дальше укладывать в ведро, шляпками вниз. Обязательно рядами. Каждый ряд — посолить. Накрыть всё чистой тряпицей, а сверху — большой тарелкой или крышкой и придавить гнётом. Два – три дня — и пожалуйте к столу — грибы готовы! А вообще-то, рыжики можно есть сразу. Срезал в лесу, обмакнул в соль — и кушай на здоровье. Это единственный гриб, который готов к употреблению прямо «с грядки». Почитайте «Тихую охоту» Солоухина — он прекрасно пишет об этом».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Смотрите также: