Тренер адвокатов и кандидат юридических наук Роман Мельниченко считает, что Ефремов сам хотел устроить из своего процесса театр.
«Адвокат — это зеркало своего доверителя. Он чувствует или знает то, что жаждет его клиент. Пашаев в процессе делал то, что позволял, а подсознательно и желал Ефремов. Никаких этических нарушений в действиях или бездействиях адвоката Пашаева нет, так как рука не должна работать отдельно от тела. И никакие адвокатские чиновники не имеют права оценить его поступки с позиции дисциплинарного производства. Ведь никто не может утверждать, что иная тактика, если бы её выбрал, к примеру, другой адвокат, привела бы к другим результатам.
Однако дело адвокатов Пашаева/Добровинского ярко выявило такое явление, как «смышлёная российская адвокатура».
У любого доверителя есть несколько уровней желания. Если исследовать кейс Ефремова, то их три.
Первое — поверхностное желание — это желание избежать ответственности. Оно естественно и присуще каждому человеку в силу его «животной природы». Адвокат Пашаев это желание своего доверителя удовлетворил, производя множество действий, которые клиент должен был оценить как путь к оправданию.
Второе — эмоциональное желание. В силу своей профессии Ефремов ожидает как от себя, так и от других актёрства, со всеми причитающимися к этому атрибутами. Причём роли Ефремов предпочитает комические. Адвокат Пашаев полностью удовлетворил и это подсознательное пожелание своего клиента, постоянно играя, превращая всю эту ситуацию в театр с огромным количеством зрителей.
Дело Ефремова не первое в череде процессов периода смышлёной адвокатуры. Почином стало дело Ходорковского, в котором адвокаты вели себя подобным же образом, не в смысле актёрства, а в смысле удовлетворения поверхностных (животных) ожиданий своего доверителя.
Смышлёная адвокатура, которая стала развиваться в России в начале нулевых, — это адвокатура, удовлетворяющая поверхностные желания людей. И дело Пашаева/Добровинского — её апофеоз и триумф.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции