Кто сыграл в ящик?

Вячеслав Костиков. © / АиФ

Население России в подавляющем большинстве продолжает смотреть телевидение, и в том числе пропагандистские ток-шоу. Деваться некуда: у большинства просто нет денег, чтобы позволить себе качественную культурную жизнь. Но круг интересов публики потихоньку меняется. 

   
   

Новый перепляс

В праздничные дни отдушиной для беднеющего населения стали уличные развлечения. Городские власти, понимая, что людям нужно как-то отвлечься от тягот ежедневной жизни, всё чаще устраивают доступные для населения празднества. Русский перепляс вкупе с дешёвой лотковой едой многим действительно заменяет театр и филармонию. Людям нравится, в выходные в центре городов не протолкнуться. Но в будни главным развлечением и источником информации остаётся телевидение.

Хотя отношение к «ящику» в последние годы стало меняться. Да, полёживая на диване с бутылочкой пива, народ всё ещё хохочет над незатейливыми (и всё чаще скабрёзными) шутками телевизионных балагуров. Но из-за падения качества телепередач смех всё чаще превращается в ржачку. А политические шоу стали напоминать балаганы, где нередко доходит до взаимных оскорблений и драк.

Но не это беспокоит «инженеров человеческих душ». Социологи фиксируют падение доверия к информации, исходящей из властных источников. С 2015 г. оно упало почти в 2 раза. На политическом олимпе с ностальгией вспоминают времена, когда сообщения под рубрикой «ТАСС уполномочен заявить» казались верхом достоверности. Сегодня, если верить соцопросам, лишь 15% телевизионной аудитории воспринимает информацию из «ящика» с полным доверием.

Тревогу телевизионного (и политического) начальства вызывает и то, что центральные телеканалы утрачивают доверие не только образованных городских слоёв населения, молодёжи, но и жителей сельской глубинки, пенсионеров, военных-отставников. А ведь это главные закрома голосов поддержки во время избирательных кампаний.

Бегут от «ящика»

Но рост недоверия к официальной информации – лишь часть головной боли для политических штабов. Недоверие к телевизору сопровождается и сокращением числа зрителей. Есть мнение, что телевидение теряет аудиторию из-за развития Интернета и соцсетей. Мне кажется, это не совсем так. Переток, конечно, есть. Но телевизионная публика сокращается едва ли не быстрее, чем растёт число поклонников Интернета. По данным Фонда «Общественное мнение», с 2015 г. доверие к Первому каналу упало с 53 до 37%, к «России-1» – с 46 до 33%, к НТВ – с 22 до 15%, к «России-24» – с 17 до 9%.

Война цифр

Неудобная для власти ситуация возникает не только в сфере СМИ. Нечто подобное происходит и со статистикой. Манипулировать цифрами в угоду красивой картинке всё труднее. Сталинские времена, когда статистика считалась буржуазной лженаукой и фактически была запрещена, миновали. Попытки начальства подправить картину жизни путём корректировки «правил статистики» время от времени предпринимаются и сейчас, но они всё более критически воспринимаются обществом. К тому же хотят того власти или нет, но реальные статистические таблицы нам каждый день показывают прилавки магазинов и рынков, платёжки за газ и электричест­во, билеты на общественный транспорт, ценники на автозаправках и автостоянках.

   
   

По той же причине всё более «отвязно» ведёт себя и социология. Несмотря на то что многие социологические службы получают заказы на исследования от правительства и из Кремля, результаты опросов выявляют картины жизни, весьма отличные от тех, которые нередко рисует телевидение. Интересно, что в последнее время в оценках социологических служб, ориентирующихся на разные группы влияния, всё меньше разночтений. Понятно почему: картину народной жизни и состояние экономики можно слегка подкорректировать в угоду тому или иному заказчику, но серьёзная фальсификация сегодня уже невозможна.

*   *   *

В последнее время благодаря Интернету и появлению независимых общественных образований в открытом доступе появляется всё больше информации, которую власти неспособны ни сдерживать, ни контролировать. Чиновникам, депутатам, политикам всё чаще приходится изворачиваться, чтобы хоть как-то объяснить тот или иной неприятный казус из собственной или общественной жизни. Им на помощь приходят и полчища пресс-секретарей. Сегодня в каждом приличном ведомстве имеется свой сладкоголосый соловей или бойкая синичка, в задачу которых входит разъяснять народу деяния начальства и давать ежедневный «отлуп» клеветникам. Похоже, скоро в России у каждого дворника будет свой пресс-секретарь, который будет разъяснять народу, почему с крыш падают сосульки и почему улицы нужно поливать солёной жижей.

Проблема в том, что пропагандистский артистизм из «ящика» привёл к тому, что население перестаёт понимать, по правильному ли пути идёт страна. Согласно последним опросам «Левада-центра», уже 45% населения считают, что мы стали двигаться в неверном направлении. И хотя 42% уверены в обратном, власти насторожились. Пошли разговоры о том, не пора ли, дескать, наладить доверительный диалог с обществом и не нужна ли реформа телевидения. Пока дискуссия ограничивается тем, каким каналам дать больше денег – развлекательным или информационным. Ответы, между тем, на мой взгляд, лежат совсем в другой плоскости.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также: