Конвейер лжи. Как «хоронят» русских солдат

Андрей Сидорчик © / АиФ

В начале была экология

Иногда от российских общественных деятелей приходится слышать жалобы на то, что слова «либерал», «правозащитник» и «демократ» в стране большинством стали восприниматься исключительно негативно.

   
   

При этом общественники сетуют на незрелость народа и давление властей, которые освещают деятельность правозащитных объединений в негативном ключе.

С такой точкой зрения нельзя согласиться. Проблема чаще всего в людях, объявляющих себя «правозащитниками». Слишком уж часто их деятельность кардинально расходится с декларируемыми ими принципами.

К примеру, в последние месяцы широкую известность получила правозащитница из Мурманска Елена Борисовна Васильева.

Уроженка Горького, Васильева начинала свою деятельность в годы перестройки в качестве борца за экологию и против ядерных испытаний, возглавляла региональное антиядерное движение «Безъядерный Север».

С годами сфера интересов госпожи Васильевой расширялась — она принимала участие в общественном расследовании обстоятельств гибели подводной лодки «Курск», затем стала позиционировать себя как правозащитница и примкнула к оппозиционному движению.

Как «Забытый полк» забыл про военных

В 2006 году Васильева стала лидером мурманского регионального отделения «Объединённого гражданского фронта» Гарри Каспарова, войдя также в состав федерального руководства организации.

   
   

Помимо этого, Васильева возглавила Межрегиональный координационный центр «Забытый полк», который позиционирует себя как организация, созданная для защиты социальных прав участников боевых действий и военнослужащих.

«Позиционирует» — сказано не случайно. Если посмотреть на материалы о деятельности этой организации за последние годы, то создаётся устойчивое впечатление, что МКЦ «Забытый полк» более занят организацией и проведением оппозиционных акций, нежели помощью военнослужащим.

В 2012 году Елена Васильева была координатором лагеря «ОккупайАбай», затем стала инициатором создания и одним из организаторов Экспертного Совета оппозиции. В 2013 году Васильева включилась в защиту членов задержанного и отправленного в СИЗО города Мурманска экипажа судна «Гринпис» «Арктик Си».

К этой деятельности госпожи Васильевой можно относиться по-разному, но в целом нужно признать, что за рамки приличий она не выходила.

Ложь первая. «Похороны» футбольной команды

Настоящая известность к госпоже Васильевой, однако, пришла осенью 2014 года, когда она самоотверженно стала публиковать документы, свидетельствующие о тайном вторжении российских вооружённых сил на территорию Украины.

Васильева с ходу заявила, что к началу сентября 2014 года на Украине погибло более 2 тысяч граждан России, большинство из которых военнослужащие, в том числе солдаты-срочники.

За эти заявления ухватились украинские и оппозиционные российские СМИ, а в Минобороны России назвали утверждения Васильевой ложью.

И в самом деле, цифры цифрами, но нужны и факты. И такие факты Елена Васильева решила предоставить.

Она опубликовала в Интернете список погибших военных, якобы представлявший собой выписку из приказа войсковой части в посёлке Тоцкий-4. В подтверждение своих слов Васильева привела фотографии документа. В тексте фигурировало 10 фамилий будто бы погибших на Украине россиян. Кроме того, активистка утверждала, что семьям погибших выплачена денежная компенсация, а самих военных уволили из Вооружённых сил задним числом, чтобы скрыть потери. Запись в блоге активно подхватили украинские СМИ, поставив громкие заголовки: «Россия увольняет убитых на Украине солдат задним числом без пособий».

Вот это было уже серьёзно — звания, фамилии, имена, даты рождения…

Посвящённые в военные тонкости люди, однако, усомнились — документ был составлен с нарушением существующих в армии правил.

Но это ерунда по сравнению с тем, что все «убитые солдаты», оказались… игроками футбольной команды «Газовик» (Оренбург). Имена, фамилии, даты рождения «погибших» полностью совпали с именами, фамилиями и датами рождения игроков футбольной команды, взятыми с сайта клуба.

Авторам «списка погибших» нельзя отказать в изобретательности — состав взяли не текущий, а тот, который был несколько лет назад, шесть фамилий взяли из «основы», четыре из «дубля», и таким образом сварганили «разоблачительный документ».

Журналисты встретились с «похороненными» футболистами, убедились, что они живы-здоровы, и поинтересовались у Васильевой: как сие понимать?

«Боевик информационной войны»

Многие, нужно признаться, допускали, что бедную женщину обманули некие информаторы, а сама она действовала из лучших побуждений.

Эти иллюзии рассеялись, как дым, когда госпожа Васильева вновь «всплыла» в Днепропетровске, «вотчине» олигарха Коломойского, спонсора карательных отрядов, воюющих в Донбассе, и дала громкую пресс-конференцию.

На встрече с журналистами правозащитница объявила, что на неё в России начались гонения за правду, а всё, что она сообщала, — истина в последней инстанции. Футбольную команду же, по её словам, российские власти придумали «задним числом».

В США или Европе, на которые любят равняться российские оппозиционеры, общественная карьера госпожи Васильевой была бы закончена. Ведь она прямо уличена в сознательной лжи — о какой правозащитной деятельности можно после этого говорить?

Но вся штука в том, что Елена Васильева никогда и не была правозащитницей. Называйте её как хотите — «профессиональная оппозиционерка», «агент влияния», «боевик информационной войны» — все эти термины для неё вполне подходят.

Цель деятельности Васильевой — любыми путями нанести ущерб существующему российскому режиму. Правда, неправда, откровенная ложь — не имеет значения, цель оправдывает средства, даже самые гнусные.

Ложь вторая. «Убийство» литературных героев

Елена Васильева после разоблачения и не думала успокаиваться. «Правозащитница», теперь ещё и возглавляющая организацию «Груз-200», публикует новый список погибших на Украине российских военнослужащих, собранный якобы по сообщениями из соцсетей.

«Потери: 159 отряд ОСПН БПДСС В/Ч 87200 вёл бои в районе Мариуполя. Списочные потери 39 человек, в том числе: зам по диверсиям капитан второго ранга Кирилл Разум — Герой России; командир второго диверсионного отряда капитан третьего ранга Марасин Константин; командир разведгруппы капитан-лейтенант Мизин Николай», — написала Васильева.

Украинские СМИ и российские оппозиционеры вновь радостно «проглотили» «разоблачение», однако скептики, памятуя случай с футбольной командой, стали дотошно проверять информацию.

Естественно, никакого Героя России Кирилла Разума в списках лиц, которым присвоено данное звание, не оказалось. Ну, положим, морской спецназовец, непонятно по какой причине брошенный в бои на суше, был награждён «секретным указом».

Но вскоре стало ясно, откуда взялись фамилии «погибших». У писателя-фантаста Александра Бушкова есть цикл «Пиранья: первый бросок». Согласно аннотации, роман «открывает серию захватывающих бестселлеров о Кирилле Мазуре. В поисках золота с затонувшего фрегата, на который советских боевых пловцов навела сотрудник французских спецслужб очаровательная Мадлен де Ронак, им приходится вступать в бой с пиратами».

Главный герой книги Кирилл Мазур простой перестановкой букв в фамилии был превращён в «погибшего на Украине Героя России Кирила Разума». Герой книги Николай Зимин — в Николая Мизина, герой книги Константин Самарин — в Константина Марасина…

После этого случая определения в адрес госпожи Васильевой перешли в область нелитературных выражений.

Ложь третья. «Расправа» над бурятами

Но и этот случай отнюдь не стал последним. Следующей жертвой «серийной убийцы» из Мурманска стали буряты. В своём блоге Васильева разместила список семи солдат из Бурятии, якобы погибших на Украине.

Но, поскольку «правозащитницу» уже не раз ловили на лжи, на сей раз её раскусили очень оперативно. Новым источником вдохновения для Васильевой стал список абитуриентов Бурятского республиканского педагогического колледжа.

Вот, к примеру, в «списке Васильевой» есть Бадмадашиев Солбон, якобы погибший на Украине. А в списке принятых в педколледж фигурирует Бадмадашиева Арюна Солбоновна. «Погиб» на Украине и Жигмитов Жамбал — в списке колледжа фигурмирует Жигмитова Баярма Жамбаловна.

Таким образом, из фамилий и отчеств девушек, поступивших в педколледлж в Бурятии, генерировались имена и фамилии солдат-бурятов, якобы погибших на Украине.

Но ведь дело не только в списке. Госпожа Васильева начала этот свой пост с рвущего душу письма от «родственницы погибшего», который якобы не хотел ехать на Украину, но его заставили силой.

Письма от скорее всего несуществующей родственницы виртуального солдата, написанного исключительно для того, чтобы поиграть на чувствах аудитории.

Но, поскольку раскусили Васильеву на сей раз слишком быстро, она решила сделать «ход конём» — свой пост в блоге удалила, а вместо этого разместила другой, в котором заявила, что буряты — это фейк, который она сама никогда не размещала.

Да вот незадача — если в собственном блоге Васильева пост удалила, то в группе «Груз 200» — забыла, на что и указал украинский журналист Анатолий Шарий.

Причём разместила пост в группе «Груз 200» именно госпожа Васильева, что Шарий убедительно доказал в своём видеоролике.

Дама хочет крови

Если вы думаете, что многократно пойманная на лжи Васильева прекратит свою деятельность из-за стыда и упрёков, то вы бесконечно наивный человек.

Порой люди, которые позиционируют себя как правозащитники, готовы до бесконечности разоблачать «ужасы такого-то режима», но если они дорвутся до рычагов государственного управления, то без зазрения совести могут залить страну кровью своих политических противников.

Поэтому, дорогие активисты гражданского общества, в следующий раз, когда вы удивитесь неприязни россиян к слову «правозащитник», подумайте, все ли они действительно защищают чьи-то права.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также: Украинский журналист Анатолий Шарий в интервью АиФ: «Ссора России и Украины — на долгие десятилетия»