Каждый раз в первый класс

Валерий Васильев. © / Евгений Биятов / РИА Новости

Валерий Васильев, заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике

   
   

Для многих родителей будущих первоклашек проблема устройства в школу стала трудноразрешимой, поскольку в некоторых регионах записать ребёнка в первый класс — задача не из лёгких. То тут, то там возникают конфликты, родители готовы в суде отстаивать интересы своих детей, лишь бы они учились в хороших школах и получали качественное образование. 

Так что же у нас происходит с реализацией 43 статьи Конституции России, где зафиксировано право учиться и получать бесплатное образование? Почему в ряде субъектов федерации школы нужно брать штурмом, ночевать у стен учебного заведения, чтобы не пропустить свою очередь? В этой связи возникает множество вопросов. Попробую ответить на некоторые из них.

Во-первых, организовать запись большинства первоклассников по территориальному принципу (по прописке) можно было бы на портале Госуслуг. Также это можно было бы сделать в электронном виде в многофункциональных центрах (МФЦ), как, собственно, указано в 210 ФЗ РФ от 7 июля 2010 года (федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»). Министерство экономического развития, разрабатывая бренд МФЦ несколько лет назад, не случайно определило его ключевые ценности как внимание к потребностям людей, дружелюбный сервис, а также доступность госуслуг каждому россиянину. Да и слоган у МФЦ соответствующий: «на все случаи жизни». Запись школьника и является, на мой взгляд, тем самым случаем.

В этом случае большинство детей были бы записаны в школы без каких-либо проблем, и такого серьёзного ажиотажа вокруг поступления в первый класс просто бы не возникло. Но Министерство образования и науки РФ совместно с региональными властями почему-то не предусмотрело такую возможность на портале Госуслуг для всей страны. Вы скажете, что за образование у нас отвечают субъекты федерации, но и они этот вопрос не подумали решить, используя новые IT-возможности. Таким образом, в этом году, к сожалению, мы видим, что проблема не проработана. На мой взгляд, это произошло лишь потому, что на уровне министерств и ведомств этим попросту своевременно никто не озаботился, отсюда и такой плачевный результат. 

Конечно, Министерство образования обещает, что все дети смогут стать первоклашками, и они, безусловно, ими станут, но какой ценой для родителей, которые стараются решить этот вопрос загодя? И ладно бы речь шла об элитных школах, туда конкурс всегда был выше, но и в самых обычных — такая же ситуация.

Во-вторых, даже в случае хорошо организованной записи детей в школы по месту их прописки, всё равно остаётся проблема недостаточного количества школ, особенно в новых городских районах. Это связано с тем, что жилые дома принимают в эксплуатацию даже в том случае, если достаточная социальная инфраструктура вокруг не создана. Эту порочную практику давно следует прекратить. Здесь есть различные алгоритмы. Самый простой, пожалуй — предусматривать строительство школ и детских садов в период планирования новой застройки. Соответственно, тогда же и решать, кто будет создавать социальную инфраструктуру и на каких условиях. В этом случае хотя бы будет, с кого спросить, если в новом районе «вдруг» не окажется необходимого количества школ или других необходимых учреждений.

   
   

Вице-премьер Ольга Голодец уже озвучивала устрашающие цифры: в российских школах не хватает 6 млн мест. И проблема лишь усугубляется, поскольку число первоклашек из года в год растёт. Это означает, что вопрос со школами нельзя пускать на самотёк. Если проблема устройства в детские сады в целом по стране более-менее решена, то школы всё ещё ждут своего часа.

В-третьих, остаётся открытым вопрос хороших школ, куда стремятся отдать своих детей родители. Это палка о двух концах. Часто таковыми школы являются, потому что уже на входе педагоги осуществляют отсев детей, которые, по их мнению, не смогут там обучаться. И для будущих первоклашек устраивают тестирование, проверяют умение читать (на скорость) и писать. Таким образом, учителя получают возможность не учить, а совершенствовать в первом классе те навыки, которые дети приобрели благодаря усилиям родителей. На мой взгляд, это не самая лучшая практика. Если же в школе действительно подобрался очень сильный коллектив учителей, то, наверное, нужно сделать всё возможное, чтобы опыт и навыки этих преподавателей становились достоянием коллег, чтобы у других преподавателей, в том числе из соседней школы, была возможность повысить квалификацию. 

Подводя итог, следует ещё раз подчеркнуть, что в этом году с простой задачей — записью детей в школы — многие регионы просто не справились. Полагаю, что причины этого в разных регионах различны. И основная цель Министерства образования и науки РФ на ближайшее время должна состоять в том, чтобы выявить причины неуспеха, проанализировать их и предоставить Правительству, Совету Федерации, Госдуме, а также обычным гражданам развёрнутую информацию по этому вопросу. Потому что пока у россиян складывается устойчивое мнение, что не всё, мягко говоря, хорошо в нашем королевстве образования и науки. Нельзя допускать, чтобы в сложных экономических условиях ко всем трудностям, с которыми сталкиваются семьи с детьми, прибавлялись ещё и те проблемы, которые возникают из-за нерадивости чиновников разного уровня, нежелания решать несущественные, по их мнению, проблемы. Это должно стать для всех нас очень хорошим уроком того, что несущественных или неважных дел, если это касается благополучия людей, просто не бывает.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции