А тем временем исследователи РАНХиГС выяснили, что чуть ли не половина выпускников вузов выбирают профессию наобум. Так почему бы не вернуть в школы систему профориентации, которая была в СССР?
Георгий Малинецкий, математик, доктор физ.-мат. наук, профессор:
У нас много людей с дипломами о высшем образовании. Но, судя по тому, что Госдума принимает закон, разрешающий водить самолёты на российских авиалиниях гастарбайтерам, дела со специалистами обстоят плохо.
Не устаю повторять: одна из причин глубокого кризиса высшей школы — ЕГЭ. Если раньше вузы сами отбирали выпускников школ, то с введением ЕГЭ они оказались в положении бань или парикмахерских, обязанных обслужить любого клиента, который предъявит им бумажку о его сдаче.
Именно ЕГЭ уничтожил профориентацию. Университеты оказались сплошь и рядом заполнены случайными людьми, которым не очень важно, заниматься им пивоварением или мыловарением. Они не мечтают стать инженерами, врачами или учителями — им просто нужно провести несколько лет в вузе, а там видно будет.
Прежде всего нам следует изменить отношение общества к образованию. Это не услуга, как утверждают некоторые чиновники, а система, формирующая личность, определяющая её место в обществе, а в конечном счёте — судьбу страны.
Навыки, важные для профориентации, необходимо прививать уже в начальной школе. Она открывает детям двери в будущее. С 5-го по 9-й класс ребятам важно пробовать себя во многих видах деятельности, смотреть, что у них лучше получается, что нравится. У ребёнка должно сложиться представление о желаемой будущей профессии. Но такого в современной средней школе, за некоторым исключением, и в помине нет.
Нам стоит вспомнить и об идеях Макаренко. Сейчас их изучают и пропагандируют в десятках стран, где готовят тружеников и творцов. А в России, где взят курс на подготовку «квалифицированных потребителей», индивидуалистов и «адаптантов», этот опыт основательно забыт. А ведь его можно было бы положить в основу системы профориентации, направленной не на индустрию, а на постиндустриальное общество. Это многое изменит к лучшему.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Учить всему и всерьёз. Какие изменения требуются российскому образованию? →
- Виктор Садовничий: Я продолжаю выступать против ЕГЭ →
- Учитель — наставник или слуга? →