Глава Минпросвещения РФ С. Кравцов сообщил, что историческое просвещение в начальных классах школ начнётся уже с 1 сентября.
Как это сделать правильно, чтобы не наломать дров и не перегрузить учеников?
— То что собираются преподавать в младших классах – это не история как таковая, а скорее исторические образы и рассказы. Традиция есть. И до революции, и в СССР для начальной школы были подготовлены рассказы по истории – в соответствии с идеологией тех времён. В 1990-е появились интересные разработки для маленьких под названием «Введение во вспомогательные исторические дисциплины» – знакомство с геральдикой, славистикой, палеографией (дисциплина, изучающая историю письма. – Ред.). И сейчас уже разработаны программы введения в предмет через сказки и мифы. Того же «Колобка» можно положить на карту – и топографическую, и политическую. Если пофантазировать, получается очень любопытное соотношение сказочных и мифологических сюжетов с исторической географией.
Вопросы местной истории тоже уместны в начальной школе. У немцев с 1960-х гг. есть направление в школах «История вокруг нас». Дети описывают памятник (что за человек изображён и т. д.), выполняют творческие поисковые работы. Отсюда вытекают волонтёрские проекты по охране памятников. Так у ребёнка формируется ощущение ценности того, что находится вокруг, что он не на пустом месте родился. Был проект, когда школьники заброшенную автобусную остановку превратили в общественный музей. Это тоже форма работы с малышами.
Но в любом случае к этому предмету надо подходить осторожно. Например, в Австрии с 1945 по 1968 г. (страна тогда находилась под жёстким внешним управлением. – Ред.) было запрещено преподавание истории в школе с любопытной формулировкой: неправильное её изучение ведёт к идее реваншизма. Такие опасения небезосновательны: попытка насаждать идеологию в младшем возрасте нередко приводит к прямо противоположным результатам, когда дети вырастают. Невозможно спрогнозировать, какой эпизод, скажем, из поединка Челубея с Пересветом наиболее ярко отпечатается в сознании ребёнка и во что потом трансформируется.
А вот развитие мышления, воображения, соотнесение с прототипами – всё это для детей очень полезно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции