Из-за чего математики бегут из школ?

В школьном образовании зафиксирована существенная нехватка преподавателей. Среди тех, кто в дефиците, — учителя математики.

   
   

А ведь математика — это то, что лежит в основе информационных технологий, от развития которых зависит и развитие страны.

Наталья Бутырская, учитель математики из Иркутска:

— Когда я начинала работать 20 лет назад, сначала даже устроиться не могла — учителей математики везде хватало. С тех пор статус педагога упал. Кто-то просто не идёт после вуза работать в школу, кто-то бежит оттуда после первой четверти — либо денег не хватает, либо не нравится. Я и сама не уверена, что в сентябре вернусь в свой класс. Попробовала репетиторство в этом году (каждые 10 лет учитель может взять творческий отпуск на 12 месяцев с сохранением места) и оценила плюсы и минусы.

Математике можно научить любого ребёнка. Для этого лишь надо найти к нему подход, объясняя, развивая воображение. Но искать индивидуальный подход — задача почти невыполнимая в классах, которые становятся всё больше. 35 детей — уже стандартная ситуация.

Притом если нагрузка увеличивается, то зарплата с такой же скоростью не растёт. Да, недавно добавили за классное руководство. Но на ставку педагога (18 часов в неделю) не много себе позволишь, вот и берут по 1,5–2 ставки. А с учётом того, что учителей не хватает и распределять нагрузку надо, у некоторых получается по 50–60 часов в неделю. Это просто нереально, учитывая, что мы и дома тратим много времени на подготовку к урокам дома. Встаёшь в 5.30, а заканчиваешь в 21.00, выжатый как лимон.

Ещё нужно найти время на бумажную работу: учителя вынуждены проводить часы за отчётами и документами. А это то драгоценное время, которое можно было бы посвятить дополнительным консультациям с учениками. Ведь в математике, как в спорте: результат зависит от тренировок. Чем их больше, тем лучше, поэтому родители и ведут детей к репетиторам.

   
   

Вот потом и получается: учитель плохой, а репетитор хороший. Это совсем не так, просто условия у школьного педагога и того, кто работает на себя, разные. Чтобы ситуацию изменить, надо разгружать классы, увеличивать зарплату, освобождать педагогов от лишней бумажной работы. И тогда никто не будет бежать из школ.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции