Сегодня ранним утром в московских мечетях и в местах, специально выделенных для намаза (молитвы мусульман), собрались верующие москвичи. Перед ними с проповедью выступили уважаемые имамы, в том числе и председатель Совета муфтиев России, руководитель Духовного управления мусульман России шейх Равиль Гайнутдин. После молебна мусульмане отправились в Подмосковье, где в сельской местности были устроены площадки для забоя скота. Поделив жертвенное мясо на равные доли, верующие раздали пакеты с мясом тем, кто нуждается и сам не может совершить жертвенный обряд — старикам, болеющим и просто малоимущим. После этого с той долей мяса, что они выделили себе, мусульмане вернулись домой. Этот праздник, устраиваемый в день завершения хаджа (паломничества в Мекку), те, кто в этом году в хадже не участвует, встречает дома в кругу друзей, соседей и родственников. Садятся за обильный стол, главное блюдо которого приготовлено из жертвенного мяса.
Я в последнее время что-то серьезно приболел, потому в праздничных мероприятих не смог участвовать — ни в молебне, ни в жертвоприношении. И если в прошлые годы я сам ездил и раздавал мясо по заранее подготовленному списку, то в этом году пакетики с мясом друзья привезли мне, болеющему.
Мама решила накрутить из этого мяса фарш, а потом начинить им баклажаны, болгарские перцы и помидоры — это называется долма, и она у нее лучше всего получается.
У нее на родине, в Крыму, где после присоединения к России Курбан-байрам стал государственным праздником, принято было в этот день варить крутой бульон из баранины с огромным количеством нарезанного кольцами репчатого лука. Но я этот суп не очень люблю, тем более никакого предписания обязательно его готовить и есть не существует. И вообще нет никаких строгих шариатских указаний по поводу блюд для застолья в день Курбан-байрама.
Вот мой друг Алимжон обязательно готовит на праздник ферганский плов. Ну и что из этого. Он плов и на Ураза-байрам, и на Первое мая, и на день рождения, и даже в честь победы ЦСКА над «Зенитом» готовит. Узбеки вообще плов по любому поводу готовят. Сами едят и друзей зовут.
Я позвал к себе на праздничный стол детей и внучку. Они православные, но к религии предков относятся уважительно. Ну еще и бабушкину долму любят.
Что знает обычный столичный горожанин об этом празднике? Что в праздник жертвоприношения мусульмане режут баранов, и что в эти дни лучше прокладывать свои маршруты, минуя станции метро «Новокузнецкая» и «Проспект Мира», где находятся наиболее посещаемые мечети Москвы. Но этот праздник заслуживает гораздо большего уважения или хотя бы знания о нем.
Он основан на событии, описанном в Библии, и потому имеющем отношении к религиозной истории и иудеев, и христиан. Но празднуют его только мусульмане. Для всех трех религий ветхозаветный старец Авраам (мусульмане считают его пророком и называют на коранический манер Ибрахимом) — фигура более чем значительная. Орудием Божиим, самым великим и знаменитым родоначальником потомства, из которого надлежало произойти Спасителю человеческого рода, считается в православии и во всем христианстве вообще Аврам, сын Фарры, потомок Евера из благословенного Богом рода Симова. И потомкам Аврама определено было приготовить пути Тому, в Ком должны были быть благословенны все народы земные. Православные богословы вообще полагают, что «Вера ветхозаветного избранника Божия Аврама, которая по силе своей была даже вменена ему в праведность, обнаружилась последовательно в следующих обстоятельствах его жизни: когда идолопоклонство и нечестие распространились так широко, что угрожали совсем заглушить веру в Истинного Бога и таким образом прервать единственную связь человечества с Божеством, тогда Аврам один сохранил ту веру в Единого невидимого Бога, которая заменяла ветхозаветному человечеству веру в Бога Воплотившегося, которой одной спасается новозаветный народ».
Для иудеев Авраам вообще отец нации — народа Израилева. Почему же только мусульмане, объявившие Ибрахима пророком (они последовательно называют пророками и посланниками Божьими и Адама, и Ноя, и Моисея, и Иисуса, хотя и произнося их имена на свой манер), назначили в честь него праздник, называя этот праздник главным в исламе?
Если изложить библейский рассказ, он приводится и в Коране, обращая внимание на его дидактику, можно заметить, что Авраам предан Богу настолько фанатично, что не осмеливается отказаться от обещаний, данных Всевышнему, даже невзирая на необходимость умертвить собственного сына. Бездетный Авраам умолил Бога о потомстве, пообещав в случае исполнения желания принести в жертву первенца. Через некоторое время наложница Авраама Агарь родила ему сына, названного Исмаилом (в те времена такая связь считалась допустимой, а дети признавались законными). Почти одновременно понесла и его престарелая жена Сарра — мальчика назвали Исааком, что можно перевести с древнееврейского как «насмешка» — виданное ли дело рожать в возрасте далеко за 70. И смех, и чудо! Но за чудо, как и за данные обещания, надо расплачиваться.
Однажды к Аврааму явились во сне ангелы и потребовали исполнения обещаний. Взял Авраам отрока своего и ушел в пустыню. Отошел от послушного, хоть и испуганного мальчишки за камень и начал точить ножи. Но только занес острый нож над сыном фанатик-отец, как отвел его руку Бог, а за тем же камнем увидел Авраам барана. Этого агнца ниспослал Всевышний в качестве жертвы взамен человеческой. В чем дидактика: человек зависим от Бога, только Всевышний может сотворить чудо, но за каждую обращенную к Богу просьбу надо расплачиваться, преданность Всевышнему превыше жизни собственного ребенка. Если просишь — не обещай больше того, что можешь сделать.
Это история о богобоязненности человека и человеколюбии Бога. Если б не милость Божья, то библейский миф выглядел бы трагически жестоким, даже страшным. Но для того она и рассказана, для того повторена самим Всевышним в Коране (мусульмане считают, что их священная книга ниспослана самим Богом), чтобы показать, что за безоговорочную покорность и подчинение себе Бог по справедливости одаривает милосердием.
И, тем не менее, ислам — вовсе не религия о любви и спасении. Ислам об ответственности и справедливости. Именно потому мусульмане не забывают этот миф, помнят и чтут Авраама, режут жертвенных баранов, вспоминая, что именно таким образом было спасено человечество. Мы все потомки Авраама, ведь если сын его Исаак стал родоначальником еврейского народа, то сводный брат его Исмаил породил арабский народ. И именно Исмаила хотел принести в жертву Авраам ради жизни Исаака. Бог сознательно сохранил и того, и другого. Поучительная история на фоне нескончаемого арабо-израильского конфликта.
Для мусульман всех времен миф об Аврааме был значительным еще и потому, что он подчеркивает окончание эпохи человеческих жертв, эпохи язычества. Бог безусловно против таких жертв, он останавливает занесенную руку. Для сегодняшних мусульман праздник важен и тем еще, что подтверждает связь ислама с другими, более древними авраамическими религиями. Если некоторые христианские теологи сейчас стараются подчеркнуть отличие новозаветных принципов от ветхозаветных, а иногда даже надменно противопоставляют их, то сегодняшние теоретики ислама эту связь времен и религий подчеркивают, противопоставляя единобожие языческому многобожию и воинствующему атеизму.
Вот что и почему веками празднуют мусульмане, а вовсе не возможность резать стада баранов для сытного пира или толпами выдвигаться к мечетям, затрудняя дорожное движение, пугая москвичей своей организованной многочисленностью и выкриками вроде «Аллаху акбар!», что в переводе означает всего лишь «Бог всемогущ».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Юрий Белановский: О бедных и бездомных →
- Пасха. Зачем ходить на крестный ход? →
- История Рождества Христова →