Чудовлетворительное состояние. Россияне верят в дарованное свыше счастье

Фактор ожидания чуда силён: ещё немного – и Золушка станет принцессой. Главное – не забыть, что чудеса имеют свойство заканчиваться в полночь. © / Коллаж Андрея Дорофеева / АиФ

Результаты опросов, проведённых недавно ВЦИОМ и Фондом «Общественное мнение» (ФОМ), подтверждают: вера россиян в дарованное свыше счастье по-прежнему оказывает заметное влияние на их восприятие действительности.

   
   

Вячеслав Костиков, руководитель центра стратегического планирования «АиФ»:

Что такое хорошо

Ожидание чуда всегда считалось одной из наших характерных черт. В этом, например, был убеждён великий русский философ Николай Бердяев, покинувший страну в 1922 г. на знаменитом «философском пароходе» (перед высылкой его допрашивал лично Дзержинский). Неслучайно в залах и запасниках Третьяковской галереи хранятся сотни, если не тысячи полотен русских художников со сценами мечтаний о счастье. В народном восприятии это счастье, как правило, шло от Бога.

В советские времена тема «богоданного счастья» оказалась под запретом. Передовицы «Правды» преподносили счастье в новой идеологической упаковке — рассказывали о счастье служения Родине, о счастье посвятить жизнь строительству светлого будущего.

Среди людей, впрочем, бытовали другие, более приземлённые представления. Счастьем считалось удачно выйти замуж, обзавестись хорошим жильём. В первые послевоенные годы счастливой считалась семья, в которую вернулся живым отец или сын.

Что касается тогдашних властей, то они упорно изгоняли из информационного пространства любые свидетельства собственных просчётов. Внушалось мнение, что Компартия, а уж тем более её вожди никогда не ошибались. Сказано было: «Счастью быть!» И вся пропаганда работала на доведение этой установки до сознания широких народных масс.

А между тем я хорошо помню те скудные послевоенные годы и количество инвалидов и нищих на улицах. К 1950 г. (к пятилетию Победы) все они вдруг исчезли из Москвы. Ходили слухи, что их выслали «с глаз долой» по приказу Сталина: мешают, видите ли, праздничному восприятию действительности. Так это или нет, до сих пор неизвестно.

   
   

В новой упаковке

Вопросы, которые социологи недавно задавали россиянам, тоже касались счастья. Какие же признаки социального довольства удалось обнаружить? Времена-то на дворе, согласитесь, не из простых. Растут цены на продукты, на «коммуналку», на бензин. И даже на ритуальные услуги.

Однако, по данным ВЦИОМ, «индекс удовлетворённости» держится на максимально высоком уровне. Довольных жизнью — 60%. Недовольных с 2018 г. стало вдвое меньше. Как при этом не вспомнить слова Достоевского, что «страданием своим русский народ как бы наслаждается».

На высоком уровне держатся и рейтинги одобрения работы президента и правительства. На их фоне похуже, правда, идут дела у политических партий. Об иных — как, например, о блиставшем в прежние годы «Яблоке» — избиратели почти забыли. Такое ощущение, что ушла на «заслуженный покой» и Партия пенсионеров.

Опросы показывают, что протестный потенциал россиян никак не оправдывает надежд западных политологов. В случае проведения протестных акций принять участие в них, судя по данным социологов, потенциально могли бы не более 16%. 72% считают, что «вообще никто бы не пришёл».

А вот наблюдения Бердяева о природе русской души, о надеждах на чудо, похоже, остаются актуальными. Около 30% верят, что через полгода-год жизнь в стране улучшится, 16% — что ухудшится, и 42% — останется без изменений.

* * *

Что ещё можно сказать по поводу русского счастья? Оно, как и многое в нашей жизни, парадоксально и неуловимо. Разве мы и правда не верили в обещанный Лениным, Сталиным и Хрущёвым коммунизм? Разве не верили в обещанный Горбачёвым «развитой социализм»? Пока в 1991 г. «социализм с человеческим лицом» не рухнул на глазах у изумлённых граждан...

А разве мы не верили, что Ельцин вместе с Гайдаром построят нам такой российский капитализм, что все только ахнут? Но и Борису Николаевичу вскоре пришлось просить у народа прощения. За очередной провал в построении счастья.

Впрочем, надо признать — наше русское счастье по сравнению со счастьем многих других народов выглядит вполне достойно. Согласно опросу ВЦИОМ, счастливыми или почти счастливыми себя считают 82% россиян. Выше нашего, по данным Ipsos, показатель в Китае (91%), Саудовской Аравии (86%), Индии (84%). Ниже — в США (76%), Великобритании (70%), Германии (68%), Японии (66%).

Так что не будем жаловаться. Будем, как завещал Бердяев, продолжать верить в чудо...

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции