Что такое Символ веры и зачем он нужен?

Юрий Белановский. © / АиФ

Лет 15 назад в воскресной школе Данилова монастыря, где я тогда работал и учил мальчишек и их родителей, мама одного из воспитанников рассказывала нам случай. На улице кто-то из бездомных и нищих попросил у неё денег, мотивируя это тем, что он верующий и православный. И она, как человек образованный в церковных вопросах, решила испытать его: «Символ веры-то хоть расскажи!» Ответ попрошайки нельзя передать без жестикуляции. Он, разводя руками над головой, сказал: «Э... Мать, чтоб Символ веры знать, надо во-о-от такую голову иметь!» Мы, конечно, тогда все смеялись. Однако по сути, хоть и не понимая этого, бездомный был прав. Символ веры — очень непростая тема.

   
   
Изображение Символа веры, XVII век. Фото: Commons.wikimedia.org

По мере сил в этой и следующих заметках постараюсь не только поделиться моим пониманием, что такое Символ веры и зачем он нужен, но и предложить комментарии и пояснения к тексту.

О вере

Чтобы не повторяться, напомню, что как-то о вере в Бога я уже писал. Здесь мне важно акцентировать внимание на том, что вера — это нечто из области личных отношений. Даже в простых разговорах мы часто произносим: «Я тебе верю», «я доверяю», «я верен тебе», «я уверен». Для меня вера — это некое выражение внутреннего отношения личной отдачи и своего личного посвящения. То же, что и в любви.

Сказать кому-то «я знаю, что ты...» — это значит сказать отстранённо, констатировать факт. Что, кстати, тоже важно. Но сказать «я верю» — значит показать включённость, единство и некие живые отношения. Я думаю, что вера — это во многом знание о себе. Это свидетельство о понимании себя и своей решимости, и включённости, и своего принятия Кого-то, и готовности к встрече с Кем-то. Вера, в конечном счёте, — это и своего рода видение, и знание, и ощущение, и опыт, и личные отношения.

У верующего, как и у любящего, нет внешних подпорок. Заученные слова, прочитанные книги, знания о чём-то, какие-то действия — всё это вторично по отношению к тем самым личным отношениям. Христианин как бы висит над небытием один на один с Богом, и связывать их может только личная и живая вера. У каждого свой «разговор», свой «договор», свои «счёты» с Христом, и, по большому счёту, никто не может вторгаться в эти отношения.

Зачем же нужна формализация?

Как ни парадоксально, но вера требует формализации. И для этого, я думаю, есть несколько причин.

Первая — это осмысление и фиксация своего опыта, ради самоидентификации. Любой человек или любая группа нуждаются в ответе на вопросы: «Кто я?», «Кто мы?». И для ответа важна не только работа мысли, но и унификация понятий. Исходной точкой для христианского осмысления веры является Священное Писание — Библия. Если я христианин, то моя вера должна быть созвучна Библии.

   
   

Вторая причина — передача веры своим детям, или, более широко, последующим поколениям. Формализация веры и рождённые ей тексты — это своего рода учебные пособия в педагогике веры. Понятно, что педагогика шире и больше учебников или формул, а воспитание не сводится к передаче знаний, оно, скорее, передача жизненного опыта. Но и без знаний тут не обойтись. В кого и как мы верим? Кто наш Бог? Что Бог ждёт от людей? Что значат его заповеди? Эти вопросы не могут иметь разные ответы из поколения в поколение на протяжении истории. Необходимо единство, преемственность и соотнесённость с Евангелием, а значит — удобная для хранения и передачи форма ответов.

Правда, тут требуется одна оговорка. Христианам важно знать историю, но жить настоящим. Им важно понимать, чему тот или иной вероучительный текст учит их (лично каждого) сегодня, а не учил когда-то и кого-то.

Третья причина формализации веры — это позиционирование по отношению к иным и, если нужно, защита от противников и врагов веры. Позиционирование говорит, что веры бывают разные, и требует признания этого факта. Защита веры (апологетика) предлагает не только объяснить и сравнивать, но и противопоставлять и отделять. Для каждого верующего важны не только личные ощущения и переживания, но и ясные ответы на вопросы. Чем моя вера отличается от других? Как я могу ответить на разного рода вопросы и обвинения? Получается, что верующим людям необходимо умение выражать свою веру на общепринятом языке.

Зачем нужен Символ веры?

Не только христиане и не только верующие стремятся к единству. Любое сообщество, даже вечеринка, имеет границы, а значит, имеет и критерии принадлежности и условия пребывания внутри сообщества: во-первых, по цели и смыслу, во-вторых, по дисциплине. В идеале критерии и условия должны быть краткими и понятными. Для христиан, для Православной церкви такими критериями по цели и смыслу издревле были Символы веры — краткие и точно сформулированные самые важные истины. Символы веры выражают то, без чего вера неполна, или рассыпается, или становится чужой.

Символ веры, вернее, готовность его принять как краткое и общее выражение личной веры, и является одним из условий единства, то есть пребывания в христианской общине, в церкви. Наверное, можно сказать, что Символ веры — это те границы и очертания, в которых каждый христианин видит отражение своего опыта жизни с Богом. Символ веры выражает то главное, в чём каждый член христианской общины и Православной церкви солидарен с иными членами. Для христиан знание и понимание Символа веры необходимо. Без этого невозможно быть сознательным и ответственным членом церкви.

Как появился известный Символ веры?

Христианские общины древних церквей имели свои в чём-то различные символы веры. Так или иначе, различаясь, все они отвечали указанной выше цели. Прежде всего, символы веры изучались и впоследствии торжественно произносились новообращенными христианами перед крещением. Это было свидетельство о личной вере и о том, что подготовка пройдена. С глубокой древности христиане пели (и поют доныне) символы веры вместе перед Причащением Тела и Крови Хростовых в знак живого свидетельства не только о единстве, но и о том, что они именно христиане — ученики Христа. Символ веры также традиционно произносили (и произносят) будущие священники и епископы перед рукоположением.

С началом имперского периода в жизни христианства (после 313 года) пришла и пора формулировки и унификации вероучения. Известный нам всем Символ веры появился во второй половине IV века, вероятно, в Иерусалимской Церкви. В основе своей он отражает истины веры, сформулированные на соборе христианских епископов в г. Никее в 325 году (I вселенский собор). Есть мнение, что Символ был доработан участниками Константинопольского собора (II Вселенского) в 381 году. В итоговой версии Символ веры оказался настолько удачным, что уже к середине V века вытеснил собой традиционные для той или иной местности символы, что и было закреплено официально на Соборе в г. Халкидоне (IV Вселенский) в 451 году. С тех пор и поныне подавляющее большинство христиан исповедуют свою веру словами Символа веры, именуемого Никео-Цареградским (Никео-Константинопольским).

Символ веры

Приведу текст Символа веры по-церковнославянски и по-русски. В следующих заметках речь пойдет о содержании этого вероучительного текста.

По-церковнославянски: По-русски:
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11. Чаю воскресения мертвых,
12. и жизни будущаго века. Аминь.
1. Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
2. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рождённого от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не сотворённого, одного существа с Отцом, Им же всё сотворено.
3. Ради нас, людей, и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
4. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.
5. И воскресшего в третий день согласно Писаниям.
6. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
7. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
8. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.
9. В единую святую, соборную и апостольскую Церковь.
10. Признаю одно крещение для прощения грехов.
11. Ожидаю воскресения мертвых,
12. и жизни будущего века. Аминь (истинно так).

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции