Результаты 26-й конференции ООН по изменению климата, не так давно прошедшей в Глазго, вызвали волну скепсиса и разочарования, которые мягко сформулировал генеральный секретарь ООН Антониу Гуттериш, назвавший достигнутые договоренности недостаточными.
— Действительно, «выхлоп» в плане принятия государствами обязательств оказался гораздо скромнее, чем реальный карбоновый выхлоп от сотен самолетов, доставивших в Глазго тысячи участников мероприятия. Однако были ли оправданными завышенные ожидания? Представляется, что нет. Они базируются на иллюзорном представлении о том, что мировые лидеры могут собраться, подписать некий декрет, и вся мировая экономика тут же станет углеродно-нейтральной.
Увы! Гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Даже если бы все страны поголовно примут соответствующие законы, возникнет большая проблема с их воплощением. Реалии экономики, которая должна удовлетворять повседневные жизненно важные потребности людей, очень сильно отстают от планов по «зеленому переходу». На наших глазах разворачивается энергетический кризис, который уже принял глобальный масштаб. А ведь одной из его причин стал недостаток мощности возобновляемых источников электрогенерации.
Очевидно, что Россия находится в авангарде перестройки всей хозяйственной инфраструктуры на «зеленые рельсы», развивая экологически чистую атомную энергетику, в том числе уникальные технологии замкнутого цикла, и разрабатывая проекты перехода на водородное топливо. Причем наша страна является не только крупным донором парниковых газов, но и крупнейшим «декарбонизабором» планеты, так как обладает самыми большими в мире лесными ресурсами.
Это происходит благодаря абсолютно правильной, системной политике, которую проводит федеральная власть под руководством президента России. Огромную работу выполняет руководство столицы: мы видим, как общественный транспорт города стремительно переходит на электрическую тягу, как чадящие дизельные автобусы заменяют электробусы, созданные талантливыми российскими инженерами, как развиваются парки, по площади которых Москва стала мировым лидером среди мегаполисов.
Гору проблем, связанных с экологией, невозможно сдвинуть одними только усилиями властей. Устойчивое развитие потому и называется устойчивым, что изменения должны охватывать все субъекты экономики — от транснациональных корпораций до малого бизнеса в сфере общепита. Атмосфера планеты станет чище только тогда, когда каждый на своем рабочем месте будет действовать в новой «зеленой» парадигме. Это как раз то, что называется ESG (Environmental, Social, and Corporate Governance) — концепция управления, построенная на вовлечении бизнеса в решение экологических и социальных проблем.
1 декабря в стране появился Национальный ESG-Альянс, в который вошли крупнейший российские компании, производящие 10% российского ВВП. Альянс, формирование которого только началось, будет работать над созданием в России нормативной базы, стандартов и стимулирующего весь рынок к ESG-трансформации законодательства.
Великий полководец Александр Суворов говорил: «Каждый солдат знай свой маневр!». Сегодня экологические проблемы встали настолько остро, что речь идет уже о физическом выживании человеческой цивилизации в весьма недалекой исторической перспективе, о борьбе за достойные условия жизни для наших детей. Поэтому применение в этой битве подходов, изложенных основоположником русской военной науки, будет вполне уместно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции