ВЦИОМ провёл опрос и выяснил: 35% жителей России уверены, что Солнце вращается вокруг Земли.
21% опрошенных считают, что древние люди жили в одно время с динозаврами, 44% — что продукты с ГМО могут вызывать рак. Откуда такое невежество и чем оно чревато?
— Я связываю такое катастрофическое положение дел с тем, что в сфере образования господствует засилье либералов. На Западе это происходит на протяжении полувека, а у нас — примерно четверть века.
Если в ходе всей истории образования его целью провозглашалось (или подразумевалось) формирование у человека целостной картины мира, то сейчас его уродуют так, чтобы оно эту картину разрушало. По задумке этих деятелей, человек, окончивший среднюю американскую школу или болонизированный на всю голову европейский вуз, должен не только не иметь целостной картины мира, но не иметь представления, что она вообще возможна! Не говоря уже о том, что она ему полезна. Он должен воспринимать мир как россыпь разрозненных фактов, друг с другом никак не связанных. Именно поэтому огромное количество народа (и не только в России) считает, что Солнце вращается вокруг Земли. Они не знают, какова структура Солнечной системы, а тем более космоса в целом. Для них сам по себе факт, что что-то вокруг чего-то вращается, — уже хорошо. А что вокруг чего, неважно.
Когда у человека есть целостная картина мира, каждый новый факт укладывается в неё, как детали в мозаику, — дополняет её, совершенствует. А когда её нет, ему легко могут впарить любую ахинею. Пример из недавнего прошлого — ковид-диссидентство. Люди отрицали коронавирус и отказывались от вакцинации, поскольку они не понимают основных биологических механизмов. И к тому же думают, что государство их обязательно обманет.
Для меня очевидно, что значительная часть нашего народа и, что значительно хуже, часть лиц, принимающих решения в экономическом блоке правительства, до сих пор поражены догматами либерализма. В масштабах страны это может привести к катастрофическим последствиям — таким как разрушение общества, национальной экономики и пр.
Необходимо явным образом включить в Закон об образовании указание, что цель образования — формирование той самой целостной картины мира. Как раз сейчас мы этим занимаемся — формулируем это понятие, чтобы его можно было включить в закон, и подыскиваем конкретные образовательные методики.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции