Пресса всё активнее обсуждает эту проблему, и в частности - влияние бедности на самочувствие населения. В целом наш народ трудно удивить бедностью. Практически весь ХХ век люди прожили под её бременем.
Если посмотреть кадры дореволюционной кинохроники, становится понятным, в каких тягостных условиях жил народ. Положение усугубилось из-за разрухи, порождённой Первой мировой, а потом и Гражданской войнами. Уже при советской власти в ряде регионов России свирепствовал страшный голод.
Не дразнить народ
Современному жителю России, особенно молодёжи, привыкшей за последние десятилетия к продуктовому и товарному разнообразию, трудно представить, какой была реальная жизнь страны. Даже в лучшие (по нынешним оценкам) годы советской власти - при Хрущёве и Брежневе, когда за счёт импорта товаров и продовольствия (прежде всего из стран социалистического содружества) рынок стал постепенно насыщаться, жизнь оставалась довольно скудной. «Изобилие» воспринималось «изобилием» лишь на фоне скудости предшествующих десятилетий. Люди старшего поколения помнят очереди за мясом, синюшными курами, апельсинами. А в промтоварных магазинах - за штапелем, польскими кофточками, чешскими туфельками и немецкими бюстгальтерами. И, конечно, за туалетной бумагой, которая первоначально воспринималась как заморское чудо. А были ещё кости с обрезками мяса, называемые в народе «арматурой пролетариата».
Почему же миллионы и миллионы жителей России с такой ностальгией вспоминают сегодня годы советской власти? Одна из главных причин в том, что советская бедность заглушалась почти тотальной уравниловкой. Немногочисленная по сравнению с нынешней бюрократией «номенклатура» жила (по нынешним понятиям) относительно скромно и не дразнила народ своим достатком. Существовала некая партийно-государственная этика потребления. Своего рода «красная линия», переступать которую было не дозволено ни высшим чиновникам и партийцам, ни тем более их деткам. На ныне знаменитой Рублёвке всё ещё стоят остатки скромных деревянных дач площадью 100-150 кв. м, в которых жили советские министры и крупные партийцы. Причём дома, как правило, выделялись на две семьи. На фоне нынешних дворцов по 1000-1500 метров стоимостью в миллионы долларов они выглядят как «жилище папы Карло».
Что ещё ублажало советского человека? Конечно, то, что его дети получат бесплатное образование. А сам он - пусть простенькое, но тоже бесплатное - медобслуживание. Добавьте к этому почти бесплатное ЖКХ и путёвку в дом отдыха по профсоюзной линии. Зарплаты были невелики, но дополнительные нагрузки на народный кошелёк были минимальными. Таких поборов, как сейчас, не было и в помине. Но главный аргумент «за советскую власть» был даже не в этом. А в том, что, выходя на улицу, садясь в электричку, провожая ребёнка в школу или покупая билет в кино, люди видели вокруг себя не элиту, разъезжающую на «мерседесах» и «гелендвагенах», а таких же, как они, людей, с общими заботами, проблемами. И главное - с общими разговорами. Было понимание, что все они живут в одной стране и объединены общей (пусть и нелёгкой) судьбой. Сегодня у людей и разные судьбы, и, по сути дела, разделённая имущественными заборами Россия. Поэтому и бедность воспринимается по-другому. Остро и обиженно.
Не хлебом единым
Ощущение обиды усугубляется в последнее время тем, что появилась новая категория бедных, о существовании которых недавно поведала вице-премьер Ольга Голодец. Речь идёт о бедности работающего населения. Да, у «новых бедных» хватает на хлеб, на молоко, на макароны и даже иногда на «докторскую». Но они видят вокруг себя совсем иной мир, который был незнаком советскому человеку. Мир, наполненный всякого рода благами и соблазнами. В том числе и соблазнами образования, культуры, отдыха. Сияют витрины магазинов. Манят подъезды театров. Туристические фирмы соблазняют загранпоездками. Но этот мир для «новых бедных» закрыт. И что самое худшее: они опасаются, что он может оказаться закрытым и для их детей и внуков. Специалистам в области социальной психологии известно, что пребывание в состоянии бедности в течение 2-3 лет совершенно меняет представление человека и о самом себе, и о своём месте в обществе. Человек стыдится и прячется от старых друзей, от родственников и в конечном счёте от самого себя. Происходит, по словам известного исследователя бедности профессора МГУ Натальи Зубаревич, адаптация к худшему и как следствие - деградация личности, что в масштабе страны приводит к ухудшению общего человеческого капитала.
Меняются психологические и моральные качества населения. На фоне бедности, от утраты перспектив увеличивается агрессия. Пресса всё чаще пишет о росте семейного насилия, об избиении детей, об убийствах жёнами своих пьющих мужей, о росте разводов и нежелании молодых мужчин вступать в брак из опасения, что они не смогут достойно содержать семью. Власть не скрывает этих проблем, хотя и пытается приуменьшить уровень бедности. Да их и невозможно скрыть, даже если бедность не показывать по телевизору. Есть такое понятие, как «самоощущение бедности». Сегодня в России такое самоощущение испытывают более 40% населения.
Бедный человек перестаёт чувствовать себя частицей гражданского общества. Идёт самоустранение от политики и от культуры. По словам доктора экономических наук, члена Комитета гражданских инициатив Евгения Гонтмахера, на фоне бедности происходит «размывание социального государства». В результате нация утрачивает ощущение единства. Одно из свидетельств таких утрат недавно зафиксировали социологи Левада-центра. Они обратили внимание на падение интереса (прежде всего у молодёжи) к истории страны и, как следствие, «усталость от патриотизма». За 10 лет на 17% упал интерес даже к истории Великой Отечественной войны, которая в течение последних 70 лет была стержнем национальной гордости.
* * *
Становится всё более очевидным, что привычные инструменты «воспитания масс» перестают действовать. Неслучайно власть заговорила о том, что следует переформатировать пропаганду, и прежде всего телевидение. Нужно менять и формат «поисков счастливого будущего». Бесконечно идущие в стране «форумы» по выявлению «контуров будущего» всё больше напоминают сеансы магии.
Будущее у России, конечно же, есть. Не может страна с такой историей жить без будущего. Но проблема в том, что элита, отделившаяся от основной массы народа, озабочена поиском будущего для себя, а не для страны. И до тех пор, пока такое отношение не изменится, ждать будущее бессмысленно. Нужны уроки выживания.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции