Юрий Белановский: Есть ли православная альтернатива Дню святого Валентина?

Юрий Белановский © / Из личного архива

Пятнадцать лет все возрастающей популярности – несомненный признак начала традиции. По озвученным социологическими центрами цифрам более 70% опрошенных так или иначе отмечают день влюбленных, и более 50% уверены, что влюблены.

   
   

В СССР государство активно вмешивалось в личную жизнь своих граждан: любовь, семейная жизнь, воспитание детей должны были подчиняться производственным и идеологическим требованиям. Советская традиция отношений полов, как бы ее не хвалили или не ругали, сыграла с россиянами злую шутку, ибо она была традицией слаборазвитого с нравственной точки зрения общества, сформировавшегося в «оранжерейных» условиях «железного занавеса». В Советском союзе «секса не было», во всяком случае, так говорили советские женщины американским в 1986 году по телевидению. Именно поэтому через пять лет, когда советская империя рухнула, якобы нравственное общество сошло с ума от сексуальной свободы. Религию из общества вытравили каленым железом, культуру отношений не развили. Вот и получилось, что советские граждане с головой окунулись в омут эротики, порнографии, пошлых сериалов и т.д. Со временем, отношения между постсоветскими мужчинами и женщинами стали во многом идентичны сериальным. Расхожее убеждение, что любовь и ответственные отношения не стоит путать с «просто сексом» (который вполне может быть у семейных людей на стороне), является характеристикой эпохи.

День святого Валентина тоже пришел к нам с телеэкранов. Он не замещал собой никакие традиции, его не продавливали «сверху». Этот романтический розовый праздник просто пророс на почве грубой постсоветской вседозволенности и всеядности.

Много было сказано о том, что день святого Валентина пришлый, чуждый российскому менталитету, что он стимулируется индустрией развлечений. Но от этого, похоже, праздник только выиграл. Немало популярности придала ему православная общественность, стремясь найти свою альтернативу, в очередной раз проявив способность раскалываться и бороться друг с другом по любому поводу.

Честно говоря, о православном взгляде на день святого Валентина после исчерпывающих публикаций протодьякона Андрея Кураева говорить больше нечего. Кто не знаком с его статьями, предлагаю найти их в Интернете и прочесть. Если совсем кратко, логика такова: святой Валентин наряду с западной церковью почитается и Православной Церковью. По наиболее популярной ныне версии при жизни святой Валентин прославился заботой о влюбленных, желающих создать семью, за что и пострадал от язычников. Католическая церковь объединила день памяти святого мученика Валентина и день очень популярного в Риме древнего языческого праздника Луперкалий, смыслом которого было испрашивание у богов любви, благополучного зачатия и рождения детей. В результате, религиозная языческая составляющая праздника ушла, и осталась память святого покровителя влюбленных. Народное творчество наполнило праздник множеством мифов и традиций, которые, - чего собственно и добивались, - потеряли связь с языческим культом. Для православных христиан день памяти святого Валентина - это настоящий и обоснованный повод поведать о христианском отношении к любви, влюбленности и браку.

   
   

Однако все вышесказанное относится скорее к идеологии и мало связано с тем, что представляет собой этот праздник в реальности. И неверующая молодежь и церковная находятся под влиянием массовой культуры, где во главу угла поставлены романтизм, беззаботность, а порой и откровенная безответственность по отношению друг к другу. Как бы мы не хотели, многие православные юноши и девушки и их родители вполне приемлют уже обычные для общества «модели поведения». Общепринятые способы знакомства, совместного времяпровождения, принятия решения о создании семьи никак не связаны христианскими. Современная культура дает модель поиска, проб и ошибок, где главный критерий истины – практика.

В свою очередь традиции, существующие в современном российском Православии, весьма умозрительны, и имеют мало общего с  реальностью. Церковь дает высокое богословие, идеалы, каноны, даже пропаганду, но при этом для многих людей неясным остается все то, что может привести, в конечном итоге, к решимости вступить в брак, качественно измениться, стать мужем и женой, прыгнуть через пропасть, доверясь Богу, своему избраннику и себе в разрешении трудностей, опасений и будущих неопределенностей. У православных юношей и девушек есть вполне традиционные, но в то же время ограниченные по количеству варианты развития отношений - дружба, совместное участие в каких-то делах или создание семьи. Что ставит перед трудным выбором: или быть как все, или вести образ жизни, приближенный к монашескому.

Маловероятно, что православный «День влюбленных» в честь свв. Петра и Февронии, или день Народного единства (4 ноября), или так называемый день свв. Жен-мироносиц, (который пытаются противопоставить 8-му марта), когда-нибудь привлекут внимание сколь-нибудь ощутимой части россиян. Совершенно понятно, что Валентинов день лишь отражает и выявляет то, что и так есть в обществе, которое давно ушло не то, что от традиционно христианских моделей поведения, но и от псевдо-нравственных советских идеалов. Я абсолютно уверен, что никакой альтернативы Дню святого Валентина нет и быть не может. Невозможно искусственно, исключительно на желании и идеологии создать традицию. Тем более, когда в реальности есть только понимание того «что нельзя праздновать» и «как нельзя праздновать», а не «что можно» и «как надо». Сегодня напоминание о христианских корнях Дня святого Валентина – скорее попытка отвлечь от откровенно потребительского ажиотажа вокруг этого праздника, еще один повод познакомить общество с христианством, к примеру, с христианским отношением к семье.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции