Правительство форсирует уничтожение образования и здравоохранения?

Михаил Делягин. © / Екатерина Изместьева / АиФ

Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, д. э. н., издатель журнала «Свободная мысль» (до 1991 — «Коммунист»)

   
   

Минфин предложил правительству возобновить «оптимизацию» расходов на образование, здравоохранение и социальную защиту. Это третий этап бюджетной резни: после февральского секвестра бюджета на 10% (он не коснулся лишь расходов на оборону, футбольные стадионы, сельское хозяйство и лекарства) и индексации социальных выплат и зарплат бюджетников на 5,5% при официально ожидаемой инфляции в 12,2%, — чтобы сэкономить 170 млрд руб. (вдобавок к 9,9 трлн неиспользуемых остатков, валяющихся в бюджете без движения) за счёт наиболее бедной части общества.

«Оптимизация» — урезание расходов с закрытием или, в лучшем случае, объединением бюджетных организаций с сокращением реально оказываемых услуг или падением их качества (как бывает, например, при объединении школы и детского садика).

Обоснование удивительно откровенно: Минфин считает, что бюджетников слишком много, а труд их неэффективен; вывод сделан на основании того, что их в России больше, чем в развитых странах.

Несмотря на все усилия либералов, число бюджетников за 5 лет удалось сократить лишь на 8%. Вспоминается шариковское «уж мы их душили-душили…» — может, увольнения учителей и врачей компенсируются размножением «оптимизирующих» их чинуш?

Минфин предлагает объединять небольшие бюджетные учреждения, загруженные менее чем на 50%, с крупными, а высвободившееся «излишнее имущество» продавать.

В образовании Минфин предлагает брать «учителей-предметников» на работу сразу в несколько школ. А если расстояние между сельскими школами составит десятки километров, то Минфина это не касается: или учителя марафон начнут бегать, или детей образования лишат. В самом деле — зачем оно им при таком руководстве страной?

   
   

Доступность ясель для детей от 1,5 до 3 лет (когда мать ещё может сидеть с ними без потери стажа, но уже не получает пособия) составляет лишь 15%. В детских садах для детей старше 3 лет не хватает 350 тыс. мест.

17 тысяч населённых пунктов не имеет даже акушерско-фельдшерских пунктов, а среднее расстояние до врача в них — 20 км.

В 2013 году, по данным Счётной палаты, скорая из-за нехватки людей, машин и бензина не выехала на 1,2 млн вызовов, а в 2014 году — уже на 1,4 млн.

Люди в «процветающей» России всё чаще умирают не от болезней, а от лишения их медицинской помощи: дороговизны лекарств и невозможности попасть к врачу.

А в бюджете на 2015 год сокращены расходы и на высокотехнологичную медпомощь, которой хвастает власть, и на первичную медико-санитарную помощь (в 1,5 раза), и на программу «Здоровье матери и ребёнка» (в 2,5 раза).

Но либералам этого мало: Минфин хочет ещё сильнее «оптимизировать» бюджетную сферу!

Госуслуги предлагается оказывать «на конкурентной основе», то есть передать их бизнесу, который, вероятно, повысит издержки их оказания: прибыль-то нужна. В итоге часть бюджетных расходов на оказание госуслуг перестанет доходить до населения, став прибылью коммерсантов.

Показательно, что в предложениях Минфина нет объёмов увольнений в бюджетных секторах: вероятно, их будут определять на местах — по потребности в урезании госрасходов.

И не нужно тешить себя мыслью, что это лишь предложение, которое может не быть принято. Медведев — либерал, как и Силуанов; они, насколько можно судить, едины в либеральной логике, по которой социальные расходы — не инструмент формирования человека (что есть смысл и оправдание государства), а подлежащая сокращению трата денег и досадное бремя бизнеса.

Дефицит федерального бюджета в I квартале — 4,9% ВВП, и снизить его до обещанных на год 3,7% ВВП будет непросто. А ведь есть ещё финансирующие основную часть социальной сферы региональные бюджеты, загнанные либеральным Минфином при полной поддержке либерального правительства Медведева на грань финансовой катастрофы, а долю помощи им в расходах федерального бюджета попытались резко сократить!

Логика бухгалтеров убивает надёжнее пули.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции