В лабиринтах счастья. Какие рецепты выписываются народу?

Вячеслав Костиков © / АиФ

Дураки и умники

Всё это пагубно сказывается на настроениях россиян. По мнению социологов, в стране нарастает внутренняя агрессия. На бытовом уровне она проявляется прежде всего в семье - драки между супругами, жестокое обращение с детьми, бытовые убийства. Растёт бытовая распущенность, множатся супружеские измены и, как следствие, разводы. Статистика рисует тревожную картину. По числу убийств мы занимаем 2-е место в Европе. По количеству разводов - 1-е. По самоубий­ствам (а это важный показатель депрессии) - 3-е место. От жестокости родителей (в первую очередь связанной с пьянством и бедностью) ежегодно страдают 2 млн детей, а 50 тыс. подростков убегают из дома.    
   

За последние 20 лет нравст­венный облик россиянина заметно деградировал, свидетельствуют специалисты Института психологии Российской академии наук. То, что ранее считалось постыдным, сегодня входит чуть ли не в норму. Девочки избивают друг друга на глазах сверстников, ученики измываются над учителями. Хамство на дорогах стало обыденностью. Люди всё реже проявляют сострадание, а случаи милосердия воспринимаются как чудачество. Об этом с предельной честностью повествует фильм Юрия Быкова «Дурак». В «дураках» в нём оказывается человек, попытавшийся с риском для жизни спасти обитателей аварийного дома. Его забивают ногами сами же жильцы. А в «умниках» - проворовавшиеся власти провинциального городка. Увы, но за кадрами этого честного и горест­ного фильма проглядывает не только маленький городок, но и вся Россия.

Ностальгия

Социальные психологи указывают на причины нравственной деградации. Её порождает сама система отношений, сложившаяся после развала СССР: жажда обогащения, всевластие денег, безнаказанность бюрократии, беззащитность маленького человека. Узкий круг людей, обогатившихся в результате несправедливого (и часто бандитского) перераспределения собственности, продолжает диктовать стране нормы поведения, списанные с самых вульгарных образцов «первичного накопления капитала».

Население всё острее чув­ствует неблагополучие. Не находя способов самозащиты, не зная, на кого опереться, люди молятся на президента как на икону Спасителя и впадают в ностальгию по советскому образу жизни. Власть предлагает свои способы компенсации социальной депрессии - бодрящие разговоры о статусе великой дер­жавы, инъекции патриотизма. И это порождает у населения парадоксальные модели социального поведения. Умом понимая, что реальное благополучие семьи зависит прежде всего от наличия работы, от уровня зар­платы, от доступа к бесплатному образованию и лечению, люди выводят эти естественные составляющие счастья за скобки и начинают требовать от власти совершенно другого: дайте нам национальную гордость, дайте величие, дайте статус великой державы, верните нам Аляску, верните Сталина и Дзержин­ского! Власть с удовольствием играет в эти игры. Ведь ежедневное пение гимна и показ фильмов о подвигах чекистов обходятся значительно дешевле, чем строительство больниц и детских садов.

Коллаж АиФ/ Андрей Дорофеев

Телемарихуана

Надежды европейски ориентированной части населения на то, что свободный доступ к  информации через Интернет прочистит «советские мозги», оправдываются только частично. По подсчётам социологов, на Интернет ориентировано примерно 18% населения. Мозгами же большинства населения по-прежнему владеет телевидение.

Сегодня принято говорить о том, что развал СССР - результат плохой экономической модели. Но это лишь часть правды. Другая причина - вопиющее несоответствие реального состояния страны с теми образами, которые совет­ская пропаганда в течение 70 лет рисовала населению.

Она ориентировалась на миллионы малограмотных и непритязательных людей, которые в результате тектонических сдвигов начала ХХ в. переселились из деревни в города. Для сталинских «инженеров человеческих душ» это была лёгкая добыча. Простодушные образы фильмов «Свинарка и пастух», «Волга-Волга» захватывали воображение. Людей трогали и романтические фильмы о войне типа «Два бойца» или «В 6 часов вечера после войны». Мы и сегодня смотрим их с умилением, понимая, впрочем, что за кадрами пролегали совсем другая жизнь и другая война.

   
   

*   *   *

Каким бы парадоксальным это ни казалось, но мирная жизнь предъявляет властям более сложные требования, чем военная. И когда власть не справляется с усложняющимся миром, она включает барабаны. Не потому ли у нас идёт милитаризация сознания? Страна просыпается под военные сводки. Чуть ли не каждый день обнаруживаются новые «отщепенцы», всё чаще в сети попадают шпионы, а дипломаты ежедневно дают «отлуп» внешним врагам. Годовой календарь россиянина испещрён датами сражений, «котлами», именами победоносных генералов, названиями взятых городов. На лобовых стёклах наших «Жигулей» красуются наклейки «На Берлин!». На днях увидел на заднем стекле импорт­ного «Фольксвагена» надпись «Контрибуция с Германии»…

В СССР в течение 70 лет и бытие, и сознание определяли повсеместная бедность и уравниловка. Люди привыкли к мысли, что бедность и лишения - это нормально, что трудности - это естественная форма жизни, что подвиг - это норма поведения, а война - тягостная, но неотъемлемая часть жизни.

Готово ли новое поколение россиян принять такие установки?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции