День рождения русского интеллигента

Пётр Романов. © / Светлана Санникова

При обилии самых разнообразных праздников Россия пока не додумалась отмечать «День интеллигента». И слава Богу!

   
   

Спасает, видимо, то, что сами интеллигенты никак не могут договориться, кого считать интеллигентным человеком, а кого нет. С Днём учителя проще — показал диплом и гуляй. А вот диплома интеллигентного человека не выдаёт ни Московский государственный институт культуры, ни Государственный институт искусствознания.

С днём рождения русского интеллигента тоже далеко не просто: считать тут можно по-разному. Но я бы вспомнил, конечно, 18 февраля (1 марта) 1762, когда  Пётр III утвердил «Манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству». Именно этот манифест позволил дворянину перевести после служебных тягот дух, присесть на лавочку и задуматься над смыслом жизни. И конечно же, над тем, как этот «смысл» сопрягается с государством, в котором он живёт.

Немного времени спустя очень удачно «в помощь думающему» на стол легли книги знаменитой новиковской типографии, а Радищев написал своё «Путешествие из Петербурга в Москву», где и сформулировал кредо будущего интеллигента: «Душа моя страданиями человечества уязвлена стала». С тех времён и начала прорастать на русской почве интеллигенция.

Разумеется, не каждый из дворян, вышедших в отставку, стал интеллигентом. Таких оказалось немного. У кого-то рука потянулась не к книге, а к рюмке. Кто-то взял ружьё и пошёл на перепелов. И сильно этим увлёкся. Кто-то из всех книг предпочёл пособие по агрономии и с головой ушёл в дела поместья. Кто-то как взял, так уже больше и не выпускал из рук молитвенник, надеясь на лучшую долю лишь после смерти. Другие, наоборот, начитавшись Вольтера, стали убеждёнными атеистами. Чем потом всю жизнь и гордились, как главным своим достижением. Наконец, кто-то, люто возненавидев государство, решительно двинул в оппозицию, а оттуда в декабристы, народовольцы, ну и так далее.

Интеллигенты, разумеется, встречались во всех этих группах, даже среди тех, кто любил выпить. Или воспевал или делал революцию. Хотя, возможно, кто-то усомнится и в интеллигентности Блока. Не исключаю. Критерий интеллигента, как уже говорилось, дело мудрёное, тут можно спорить до бесконечности. Недаром Солженицын после того, как у нас в советские времена интеллигентом стали называть любого человека с высшим образованием, не требуя от него ничего больше, с раздражением обозвал всё это «образованщиной».

Между прочим, была и ещё одна группа, о которой у нас вспоминать не любят. Это те кто, начитавшись Монтескье и Дидро, вернулся на службу и своим интеллектом и человечностью хоть и немного, но разбавил чёрствое, как сухарь, и не слишком умное российское  чиновничество. Иначе говоря, часть русской интеллигенции пошла не в оппозицию, а стала просвещённой номенклатурой.    
   

И пошли эти люди во власть не ради карьеры. Просто некоторые, крепко подумав, решили, что позитивные перемены в России возможны только сверху, эволюционным, пусть медленным, зато бескровным путём. А потому — никуда не денешься — придётся поработать и на государственного «монстра».

«Страстно бы взялся за редакцию политического и литературного журнала, — писал в далеко не простые николаевские времена Пушкин, — то есть такого, в коем печатали бы политические заграничные новости. Около него соединил бы я писателей с дарованиями и таким образом приблизил бы к правительству людей полезных, которые всё ещё дичатся, напрасно полагая его неприязненным к просвещению». Так что сказанные Александром Сергеевичем слова, что «правительство всё ещё единственный европеец в России», не случайны.

Интеллигентные люди «у» или «при» власти были всегда. Таким в эпоху двух императоров «Павловичей» — Александра и Николая — был знаменитый Михаил Сперанский. Такими в эпоху царя-освободителя Александра II были известные братья Милютины. Таким человеком на изломе двух эпох — царской и советской — был лидер «сменовеховцев» Устрялов, за что, кстати, поплатился расстрелом. В эпоху «застоя» таким был, полагаю, Косыгин, а в 90-е — Примаков. Уверен, есть подобные люди во властных структурах и сегодня. Эти люди не кричат о своём патриотизме, а просто делают всё возможное… в рамках возможного.

Иначе говоря, распространённое убеждение, будто номенклатура не может быть интеллигентной, а оппозиция, наоборот, интеллигентна по определению, глубоко ошибочно. Номенклатура не синоним реакционности, а оппозиционность не равнозначна интеллигентности.

Многих бывших интеллигентов, а ныне едва ли не самых говорливых оппозиционеров изрядно испортили деньги, снобизм и привычка толкаться локтями, приобретённая ими ещё в 90-е. Не всем в те времена достались пряники, большинству — лишь шишки да синяки, но так уж получилось, что именно у этих людей «всё срослось». Да и Бог бы с ними, тем более, у многих из них и «срослось» вполне заслуженно. Вот только это ещё не повод, чтобы стать снобами. Барство и интеллигентность — вещи трудно совместимые.

Историк Натан Эйдельман, определяя главное в книге Радищева, справедливо пишет — «стыд»: «Радищевский стыд унаследовала великая русская литература, прежде всего, писатели из дворян, которые «не умели» принадлежать своему классу. Это — стыд и совесть Пушкина, Лермонтова, невольников чести. Это стыд Льва Толстого — за жизнь, по его мнению, слишком сытую и благополучную, за счёт других».

На этот упрёк мне обычно с вызовом отвечают, мол, и я «пашу, как вол», почему же обязан думать о бездельниках? О бездельниках и не надо, а вот о тех, кому не повезло, да. В сегодняшней России жизнь несправедлива ко многим. И далеко не все из них бездельники. Кстати, Толстой тоже очень много работал, а стыд всё равно чувствовал. Или уверены, что ваша «борозда» глубже толстовской?

Есть, наконец, один критерий интеллигентного человека, который, кажется, никто не оспаривал — это гуманизм. Но и тут с нашей оппозицией беда. Как можно считать интеллигентом человека, для которого жизнь людей в Краматорске или Мариуполе дороже жизни людей в Донецке или Горловке? Между тем таких «оценщиков», которые в силу своих политических симпатий и антипатий научились смотреть на мир вполглаза, среди нынешних оппозиционеров едва ли не большинство. Между тем напомню слова Радищева: «Душа моя страданиями человечества уязвлена стала». «Человечества», а не Украины г-на Порошенко или ДНР г-на Захарченко.

Коротко говоря, в нынешней России с интеллигенцией, на мой взгляд, дела — хуже некуда. Интеллигента, как исчезающую птицу, уже давно пора заносить в «Красную книгу». Если вообще сумеем ещё хоть кого-то найти. Дело сложное. Тем более, настоящий интеллигент редко сам себя признаёт интеллигентом. Он-то всегда найдёт, к чему придраться в своей душе.

Впрочем, если кто-то, где-то, может, в российской глубинке, из интеллигентов всё-таки ещё выжил, искренне поздравляю. Кажется, у вас сегодня день рождения.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции