Владислав Шевченко, завотделом исследований Луны и планет Государственного астрономического института им. Штернберга МГУ:
— В дискуссии, есть жизнь на Марсе или нет, следует прежде всего оговориться, что подразумевается под понятием «жизнь». Во всех существующих в настоящее время научных оптимистических предположениях имеется в виду жизнь на уровне микроорганизмов - бактерий, микробов или неклеточных форм. Но следы даже таких простейших форм с надлежащей достоверностью на Марсе ещё не найдены. Единственное свидетельство - наличие молекул органического происхождения.
Традиционно считается, что комфортной средой для возникновения и эволюции микроорганизмов может быть вода. Это побуждает учёных вновь и вновь искать на Марсе признаки существования (скорее всего, в далёком прошлом) таких природных образований. На решение этой задачи в настоящее время и направлены усилия специалистов, проводящих эксперименты с помощью марсохода Curiosity в кратере Гейл, который по строению некоторых форм рельефа на его дне похож на вместилище древнего озера.
С орбиты Марса аппараты не раз фиксировали, что по склонам его кратеров стекают какие-то потоки, похожие на сель. Но есть одна особенность, связанная с природой марсианской воды. В привычном для нас жидком состоянии она там находиться не может - и температура, и атмосферное давление на этой планете низкие. В подобных условиях в жидком состоянии там мог бы существовать только раствор, сильно насыщенный солями и кислотами, - своеобразный антифриз. А вот могли бы в таком растворе обитать микроорганизмы, пока остаётся нерешённой загадкой Красной планеты. Мы знаем, что они обладают феноменальной способностью приспосабливаться - на Земле существуют формы жизни, обитающие в экстремальных условиях. Так что надежда есть.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции